Закаливание детей дошкольного возраста консультация на тему. Закаливание дошкольников Основные принципы закаливания детей в доу

Закаливанием организма можно заняться в любом возрасте. Но для детишек раннего возраста это особенно важно: закаливание помогает деткам выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей среды и повысить сопротивляемость организма всяческим заболеваниям.

Методик закаливания детей существует много. Для того чтобы не навредить здоровью малыша, следует проконсультироваться с педиатром, ибо необходимо учитывать не только возраст и физическое развитие ребенка, но и состояние его здоровья на период начала закаливания. Наиболее благоприятный сезон для начала оздоровительных процедур – лето.

Общие правила закаливания детей

  • Начало процедур только на фоне полного здоровья;
  • консультация педиатра по индивидуально подобранной методике закаливания;
  • эмоциональная подготовка ребенка (положительный настрой) к закаливающим процедурам;
  • процесс должен быть постепенным, без искусственного ускорения;
  • систематичность круглогодичного проведения процедур.

К закаливающим факторам относятся воздух, вода, солнечные лучи.

Закаливание воздухом

Начинают повседневное закаливание с воздушных ванн уже с первых дней жизни ребенка. Переодевая грудничка, оставляют его без одежды на несколько минут, постепенно удлиняя это время. Начинают воздушные ванны при температуре комфорта, постепенно снижая ее в разумных пределах: не ниже +17°С и не выше +26°С, чтобы избежать переохлаждения и перегревания малыша.

К закаливанию воздухом относятся также проветривание помещения, прогулки и сон на свежем воздухе. Эффективность процедур зависит не только от температуры воздуха, длительности воздушных ванн, но и от площади открытых поверхностей тела.

Поэтому одежду ребенку для прогулок необходимо подбирать строго в соответствии с климатическими условиями, избегая чрезмерного укутывания детей. Одежду лучше подбирать из натуральных тканей. Она не должна мешать движениям ребенка.

Во время прогулки ребенок должен двигаться, но необходимо контролировать его активность. Если ребенок вспотел, надо его переодеть, так как влажная одежда может вызвать переохлаждение.

Ежедневные прогулки должны длиться 3-4 часа в любое время года, они будут способствовать тренировке терморегуляторных механизмов и адаптации к различным погодным условиям.

Для детей с 2-3 лет воздушные ванны рекомендуется совмещать с утренней гимнастикой, к которой следует приучать малышей с самого раннего детства. Во время занятий ребенок должен находиться в маечке, трусиках и носочках в проветренном помещении. Постепенно можно будет отказаться от носочков и маечки.

Воздействие воздуха можно использовать и во время дневного и ночного сна. Для этого перед сном хорошо проветривают помещение (или обеспечивают сон на воздухе). Температура в спальне должна быть в пределах 22-23°С для ребятишек до 3 лет, около 20°С – до 5 лет и 19-20°С– в 5-7 лет. Постепенно приучают ребенка ко сну с открытой форточкой или фрамугой в холодное время года (но без сквозняков).

Педиатры настоятельно рекомендуют начинать световоздушные ванны в тени, затем постепенно переходить к солнечным ваннам отдельных открытых участков тела с период с 10 до 11 час. утра, начиная с 5-6 мин. и постепенно увеличивать их продолжительность до 10 мин. 2 р. за время прогулки. Нельзя забывать о светлой панамке на голову ребенка и обеспечении его питьем.

Закаливание водой

Закаливание водой можно разделить на ежедневные процедуры и специальные закаливающие методики.

К ежедневным относятся: умывание и мытье рук водой с постепенно снижаемой температурой. Разновидностью такого закаливания является расширенное умывание: помимо лица и кистей рук моют ребенку шею, руки до локтей, верхнюю часть груди.

Чистка зубов прохладной водой защитит от . Полоскание рта и горла после еды водой с постепенно снижаемой (на 1°С в неделю) температурой от 36°С до 22°С позволяет избежать .

К специальным закаливающим водным методикам относятся влажные обтирания, контрастное обливание, купание в открытых водоемах, плавание. Возможность применения этих методик и выбор конкретных из них для каждого малыша нужно согласовать с педиатром, наблюдающим ребенка.

Обтирания : начинать следует с сухого растирания тела махровым полотенцем или специальной варежкой до легкого покраснения кожи ежедневно в течение 7-8 дней. Затем переходят на влажные обтирания в течение 3 мин., начиная с 30°С и снижая температуру воды на 1°С каждые 2 дня до комнатной. Завершают процедуру сухим обтиранием.

Контрастные обливания стоп (или рук), используя лейку или кувшин, чередуя воду +38°С и +18°С. Для часто болеющих или ослабленных деток можно применять воду с меньшим контрастом температур (+38°С и +28°С). Заканчивают обливание прохладной водой (а ослабленным детям – теплой). После этого проводят сухое растирание кожи.

Общее обливание тела: в течение 15 сек. ребенка обливают водой +36°С, затем постепенно (на 1°С в неделю) температуру воды снижают, но увеличивают продолжительность процедуры, доводя ее до 35 сек.

Ножные ванны : ноги ребенка помещают в таз с водой на 3-4 мин., постепенно снижая температуру воды. Более сильным воздействием обладают контрастные ножные ванны: в одном тазу вода +38°С, в другом – + 34°С. Постепенно, каждые 3-4 дня, температура воды во втором тазу снижается на 1-2°С и доводится до +20°С.

Наиболее оптимальным закаливающим и общеукрепляющим организм действием является плавание .

Хождение босиком также оказывает закаливающее действие. Однако маленькому ребенку вредно длительно ходить босиком, особенно по твердой поверхности (для правильного формирования свода стопы и с целью ).

Поэтому к такому закаливанию надо подходить дозированно: разрешать ребенку ходить босиком во время утренней гимнастики. При поездках на природу летом босиком малыш может побегать по траве при условии отсутствия опасности травмирования.

Не следует забывать, что любая закаливающая процедура не должна вызывать отрицательных эмоций. Если какая-либо из них не нравится малышу, то от нее следует отказаться.

В случае возникновения любого у ребенка все процедуры по закаливанию необходимо прекратить. Возобновлять их можно начать спустя 1-2 нед. после выздоровления, но по щадящему режиму: при водных процедурах применять воду с температурой на 2-3° С выше той, которая использовалась до болезни.

Категорически не рекомендуется применять для детей какие-либо экстремальные методики закаливания: обливание водой ребенка на снегу, хождение босиком по снегу, окунать детей в проруби и т.д. Такие «эксперименты» вызывают стресс в организме малыша, последствия которого могут быть очень тяжелыми.

Очень важным фактором является систематичность проводимых процедур. Поэтому, начав проводить их в теплый сезон, следует их продолжать в холодное время года, то есть проводить круглогодично, вырабатывая устойчивость к холодовым раздражителям.

Резюме для родителей

Всем понятно, что закаливание ребенка в дошкольном возрасте принесет только пользу детскому организму, общее самочувствие. Но только правильный выбор закаливающих процедур сможет укрепить здоровье малыша и не навредить.

Чтобы подобрать индивидуальный вид и режим закаливания, следует получить консультацию педиатра. Нужно помнить, что закаливание ребенка потребует от родителей не только желания, но и терпения, и времени для систематичного проведения процедур.

Закаливание детей дошкольного возраста в детском саду

Многие слышали про закаливание и чаще всего это восторженные отклики о том, как эта процедура помогла ребенку и сделала его более сильным и здоровым. Сейчас закаливание является очень широко обсуждаемой темой и тут важно не податься всеобщему ажиотажу.

При выборе закаливания как одного из способов физического воспитания следует придерживаться основных постулатов - это время, желание и систематичность. Только соблюдая все это можно принести несомненную пользу.

Также необходимо остерегаться чрезмерности , порой можно встретить репортажи, когда совсем малыши стоят босиком на снегу или купаются в проруби, это не только вредно, но и очень опасно.

Влияние закаливания на организм ребенка

Закаливание оказывает большое влияние на нервную и эндокринную системы, что не замедлит сказаться на состоянии всего организма в целом. В самом начале проведения процедур у ребенка будет наблюдаться повышение активности многих желез, среди которых стоит отметить: надпочечники, щитовидная железа и гипофиз. Но после того как произойдет адаптация напряженность эндокринной системы упадет и она начнет работать в прежнем режиме.

Виды влияния закаливания

  1. Не специфическое влияние. Эта процедура способна повысить общую сопротивляемость ребенка к неблагоприятным факторам, что снизит риск заболеть. В организме происходит мягкая активация иммунной системы, ее общих и специфических факторов. Все это приведет к повышению устойчивости к инфекционным агентам.
  2. Специфическое влияние. Этот тип воздействия будет реализоваться в зависимости от типа закаливания. Если был выбран путь закаливания с помощью метеорологических условий, то это соответственно приведет к повышению устойчивости к холоду. Если были выбраны солнечные ванны, то при этом будет повышенная устойчивость к ультрафиолетовому воздействию, то есть меньший риск развития солнечных ожогов.

Эти два типа влияния на организм вместе улучшают работу внутренней среды организма в целом и улучшает координированную работу систем органов и тканей.

Принципы закаливания


Закаливание - это, прежде всего тренировка организма ребенка, улучшение процессов физической и химической терморегуляции. Поэтому при закаливании ребенка дошкольного возраста необходимо придерживаться следующих правил.

  • Закаливать ребенка можно только при хорошем здоровье.
  • Нельзя во время первой процедуры использовать очень высокие или низкие температуры, поскольку это может принести, непоправимы вред здоровью ребенка.
  • Нельзя забывать про систематичность и последовательность. Иначе все придется начинать сначала. Для детей дошкольного возраста из-за плохой развитости иммунных процессов эффект от закаливания будет сохраняться только в течение 3-10 дней, после чего придется все начинать сначала. Поэтому так важны: последовательность и постоянство.
  • При возможности лучше использовать несколько действующих раздражителей. В качестве примера, одновременное применение обтираний и воздушных ванн. Все это поможет лучше и сильней активировать иммунную систему.
  • Необходимо следить за реакциями организма ребенка. Если они положительные (ребенок начал меньше болеть, лучше себе чувствует), то закаливание следует продолжить. Если эффект отрицательный (ребенок чаще и дольше болеет), то процедуру следует отменить и затем вернуться к ней с некоторыми изменениями по своей интенсивности.
  • Если закаливание было прервано по каким-либо причинам, то его следует возобновить с начала, но двигаться по силе воздействия следует быстрее, поскольку организм ребенка уже выработал некоторые механизмы адаптации.

Закаливание лучше начинать проводить в летний период. Если начать закаливание именно летом, то это поможет в профилактике простудных заболеваний осенью, поскольку именно тогда снижается общая способность иммунной системы ребенка. После начала закаливания его нельзя прерывать круглогодично, особенно это касается детей младшего дошкольного возраста из-за их низкой адаптационной способности.Закаливание в детских дошкольных учреждениях подразделяют на общие и специальные .

Общие процедуры закаливания:

  1. Прогулки на свежем воздухе, они должные быть ежедневными
  2. Правильные температурные постоянные в комнатах
  3. Необходимо постоянное проветривать помещение, где находятся дети

Специальные процедуры закаливания:

  1. Гимнастика.
  2. Массаж.
  3. Воздушные и световые ванны.

Как правильно проводить закаливание

Воздушное закаливание - это способ, который обладает самым аккуратным влиянием на организм ребенка. Это объясняется свойством воздуха. Кроме температурного воздействия воздуха на кожу ребенка, отмечается еще и дополнительное обогащение кожи кислородом (это характерно только для детей).

Воздушные ванны лучше проводить вечером или утром, через 30-40 минут после еды. Для детей дошкольного возраста лучше всего проводить процедуру при температуре воздуха 17-18 ° С с последующим уменьшением температуры до 12-13 ° С. Время проведения будет зависеть от возраста ребенка. Для малышей из младшей группы детского дошкольного учреждения это будет 5 минут, для средней группы - 10 минут. Для старшей группы 15 минут. Максимальное время, разрешенное для воздушных ванн 30 минут для младшей группы и 60 минут для старшей.

В детских садах лучше всего проводить такие влажные процедуры, как обливания и обтирания. Поскольку они наиболее удобны. При влажных обтираниях используют мочалку, смоченной теплой водой. Сначала ноги, затем руки. Протирать их следует в строгой последовательности, начиная от кончиков пальцев. После чего протирают грудь, живот и спину. После чего все насухо вытирают.

Необходимо следить за температурой воды . Так у детей 3-4 лет начальная температура воды должна быть 32 ° С, конечная 22 ° С. Если ребенку 5 лет то начальная температура воды должна быть 30° С. А конечная 20° С.
Хорошим средством для закаливания служит бассейн. Но, его, к сожалению, не всегда есть в детских дошкольных учреждениях.

Солнечные (воздушные) ванны

Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т.к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на коже нет загара.

Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35 минут.

Прогулки на свежем воздухе

Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду нужно гулять по 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках активен, много и с удовольствием двигается.

Купание в водоеме

Начинать закаливание детей лучше дома или на речке в тихий солнечный день, при температуре воздуха 25-26˚, воды – 22-23˚. Пребывание в воде стоит ограничивать и давать не больше 5-8 минут, один раз в день. После привыкания можно купаться до температуры воздуха 18˚.

Ходьба босиком

Отличный вариант. Сначала пустите ребенка бегать в комнате по жесткому ковру, бугристому коврику, потом и на улице – по песку и траве. Начинать такое закаливание в ДОУ или дома можно выделяя ограниченное время для процедур - от получаса и только постепенно дойти до нескольких часов в день.

Закаливание горла

Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36˚, а затем после привыкания снижать на 1˚, каждые 5 дней доведя до 16-18˚. Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней.

Умывание

Ребенок моет лицо, руки, шею, верхнюю часть груди, подмышками до пояса водой температуры плюс 14-16˚, а если до этого водных процедур не делали – плюс 27-28˚, с постепенным снижением. Умывание совсем не заменяет обливаний и обтираний.

Обтирание

Для его проведения используют рукавичку из мягкой махровой ткани. Ее намачивают в теплой воде, затем слегка отжав, делают обтирание рук малыша, начиная от кончиков пальцев до плеч, после обирают грудь, потом живот, спину, ноги до паха, в конце -ягодицы. Температура воды при этом должна быть примерно 27˚, то есть близкой к температуре голой кожи.
Обливание проводят из подручных средств (из ковша, лейки, ведерка), то таком порядке: сначала льют на спину, затем на грудь (стараясь не мочить голову), переходят на живот, потом на плечи, и на руки. Начальная рекомендуемая температура воды для обливаний: летом – около 34-35˚, зимой – около 36-37˚; снижать ее следует очень постепенно и по 1˚, летом – где-то каждые 3 дня, зимой через каждые 7 дней. Так ее нужно довести до 28˚ (летом), и примерно 30-31˚ (зимой).

Ножные ванны

Ребенка садят на низкий стульчик, ноги пусть поставит в таз или держит над тазом. Приготовить два кувшина с водой: в одном вода – плюс 35-36˚, в другом вода холоднее - 34˚. Нужно обливать голени и стопы малыша водичкой из первого кувшина, потом из второго. К кончится вода сразу насухо вытрите ноги и наденьте сухие носки или колготки. Следующая процедура – такая же. Каждые 5 дней можете снижать температуру воды во втором кувшине на 1˚, увеличивая разницу температур и доведя температуру воды второго кувшина до 16-18˚ Цельсия.

Душ

Хорошо тонизирует нервную систему детей. И как результат бодрое настроение, крепкий сон и хороший аппетит. Температура воды летом – 33-35˚, зимой – до 36˚. Каждые 3-5 дней температуру снижают на 1˚ до 25˚. Время – 1-3 минуты.

Также не забывайте два раза в день – утром и вечером, проветривать комнату, устраивая сквозняк. Вот ориентировочная схема проведения закаливающих процедур у дошкольников, которые можно проводить как дома, так и в детском саду:
Утро: зарядка, контрастный душ, полоскание горла.
Днем после сна: ножные ванны.
Вечером: гигиеническая ванна сопровождающаяся последующим обливанием (или обтиранием).


Татьяна Захарова
Закаливание в дошкольном возрасте

Введение

Как бы ни казалось, что природный образ жизни человека является логичным и само собой разумеющимся, все равно перед родителями и обществом встает вопрос - каким воспитать ребенка, чтобы он не болел, разумно развивался.

Внедрение в детских садах закалки –тренировки заключается в предложении нового практического взгляда на роль человека в природе, в формировании основ природного мышления, которое отражается в совершенствовании тела и гармоничном развитии психологии человека в единстве с природными явлениями.

Давно известно, что здоровье человека на 10 - 20% зависит от наследственности, 10 -20% - от состояния окружающей среды, 8 - 12% - от уровня здравоохранения и 50 -70 % - от образа жизни. Важную роль играет закаливание . Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет , в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной.

Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и

- специальные : общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия

Физкультурой; к специальным закаливающим процедурам относятся закаливания

Воздухом (воздушные ванны, солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры) .

Воздушные ванны

Первой закаливающей процедурой для ребенка являются воздушные ванны. Необходимо проветривать помещения 4 - 5 раз в день по 10 - 15 мин зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2°С, что является закаливающим фактором . При сквозном проветривании воздухообмен происходит гораздо быстрее, чем через форточку, но его желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование бытовых кондиционеров, которые автоматически регулируют температуру и влажность.

Дети старше 1,5 лет гуляют не менее 2 раз в день по 2,5 - 3 ч при температуре не ниже -15 - 16°С.

Насморк не противопоказание для прогулок. Нужно только предварительно прочистить нос. Лицо ребенка и зимой должно быть открыто.

Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды.

Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении. Максимальное время воздушных ванн для детей 30 - 40 мин. Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями.

Закаливание солнцем

воздуха 20°С для детей и лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны 5 мин с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более.

Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С. После солнечных ванн, назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма.

Водные процедуры

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении – и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза - в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация.

Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением

активности. Третья фаза (неблагоприятная) - исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб. При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза. Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.

Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка . Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания .

В дошкольном возрасте можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24°С, общие обливания температуры до 24 - 28°С. Длительность процедуры до 1,5 мин; температура воды и ее снижение - как при общем обливании.

Существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием . Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т. е. ноги предварительно нужно согреть.

Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1 - 2 мин (топчет

ими, затем в прохладную на 5 - 20 с. Число попеременных погружений 3 - 6.

Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1°С и доводят до 18 - 10°С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей.

Принципы закаливания

В результате применения методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и дошкольниками , сложился ряд принципов закаливания , которые позволяют достичь желаемых результатов.

В дошкольных и школьных учреждениях предложена система закаливания , которая должна формировать веру (а не стереотип) в здоровый образ жизни.

Предлагаемая система состоит из нескольких, постоянно сменяющих друг друга ступеней по оздоровлению. Начинаются они дома, с пробуждением, продолжаются в течение дня в детском саду и школе и заканчиваются вечером перед сном . День у ребят в дошкольном учреждении начинается с утренней зарядки, которая регулярно проводится на свежем воздухе в облегченной одежде. В комплекс зарядки обязательно включаются несколько упражнений на дыхание. После зарядки в группе дети моют холодной водой лицо, руки, шею, ушные раковины, полощут рот и нос. В течение дня в помещении дети находятся в легкой одежде, босиком или раздеваются до трусиков. Температура в комнате поддерживается не выше 22–24оС.

Во время прогулок у детей облегченная одежда (преимущественно из хлопчатобумажных тканей, соответствующая погодным условиям и позволяющая детям активно двигаться и играть в подвижные игры.

В детском саду дети спят в одних трусиках в хорошо проветренной спальне.

Центральным звеном закаливания схеме :

«дорожке здоровья» ,

Пульсирующий микроклимат,

Все это выполняется в течение 15 минут быстро, энергично и, конечно же, в сознательной, с элементами игры, форме. Перед этим с детьми проводится кратковременная настройка, которая направлена на создание хорошего эмоционального состояния.

В систему закаливания входят и занятия дома, иначе организм теряет тренированность системы теплорегуляции.

Детям передают свой опыт взрослые : в дошкольных учреждениях - воспитатели, дома - родители. Делать это могут те люди, которые его имеют, сами на себе все почувствовали. Поэтому важное место в системе закаливания занимает просвещение родителей, коллектива детского сада и приобщение их к здоровому образу жизни. С этой целью необходимо информировать по этому вопросу, давая методические рекомендации и домашние задания по закаливанию и физическим упражнениям.

Методика проведения закаливающих процедур

Предлагаемая методика . Вариант первый - щадящий и рассчитан на 11–12 месяцев. Причем, начинается он с холодного времени года - февраля. Вариант второй - несколько ускоренный. Начинается он с октября и предусматривает первый выход на снег в марте. Общее в этих вариантах то, что и в том и в другом случае неукоснительно соблюдаются принципы постепенности и последовательности холодовых нагрузок. Разница - в их продолжительности.

Если схематично представить оба варианта, то последовательность закаливающих процедур будет следующая :

Воздушные ванны, босохождение и умывание холодной водой,

Обливание холодной водой стоп, голеней, ног от бедер,

Обливание всего тела холодной водой,

Подготовка к выходу на морозный воздух, использование пульсирующего микроклимата, а перед выходом на снег - топтание на замерзшем полотенце.

Вот так, не спеша, постепенно подойти к применению таких экстремальных методов закаливания , как выход на воздух с минусовыми температурами, ходьба и бег по снегу босиком, обливание ледяной водой. Может возникнуть вопрос : «Нужны ли такие крайне предельные методы закаливания » . Ответ заключен в третьем принципе - интенсивность. Наш организм постоянно получает огромное количество информации относительно взаимодействия с внешней средой. Чтобы сигнал на холод способствовал лучшей мобилизации защитных сил, он должен быть ярким и выделяться из общего потока информации.

Организация закаливания в дошкольных учреждениях

Важно отметить, что проводя закаливание , следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания , в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания . Если ребенок по какой–либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2–3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание .

Закаливание в группе проводит воспитатель, инструктор по физическому воспитанию или закаливанию , помощник воспитателя в присутствии медицинской сестры, которая предварительно оценивает состояние здоровья детей.

Проводится закаливание

Основную роль в организации закаливания должна взять на себя заведующая дошкольным учреждением . Если руководитель сам занимается закаливанием , верит в его пользу и добро, своим примером и здоровым образом жизни он может увлечь воспитателей и сотрудников детского сада, и, конечно же родителей. В дошкольном учреждении должна царить атмосфера взаимопонимания, доброжелательности, стремления делать одно общее дело, нужное всем, и большим и маленьким.

Радость и восторг вызывает у детей момент, когда любимая воспитательница у них на глазах выливает на себя ведро холодной воды, да еще на улице зимой. У некоторых детей тут же возникает желание делать то же самое. И нет сомнения, что такой яркий пример вызовет у детей желание рассказать об этом родителям, которые, возможно, задумаются о своем образе жизни, а в сознании ребенка будет посеяна крупица нового мышления.

Заключение

Закаливая тело и дух , здороваясь со всеми людьми, хотя бы мысленно, занимая свое место в природе, не нарушая равновесия в ней, побеждая человеческие пороки, становясь добрым, внимательным, отзывчивым по отношению к людям, человек достигает не только физического, но и нравственного здоровья.

Центральным звеном закаливания является целая цепочка последовательных действий, которые можно выполнять как до, так и после дневного сна. Они проходят по следующей схеме :

Ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья» ,

Пульсирующий микроклимат,

Выход на землю или снег в трусиках,

Обливание всего тела холодной водой.

Методика закаливания дошкольников имеет два варианта : щадящий и ускоренный.

И как важно, чтобы такими людьми были работники дошкольных учреждений , которые формируют базу будущей жизненной позиции подрастающего человека. И если педагоги приняли всем сердцем и душою систему закаливания , они сделали шаг к новому образу мысли и жизни, который поможет обрести истинную радость, счастье, душевный покой. Это они передадут детям, нашему будущему, помогут сохранить наш прекрасный мир.

Проводится закаливание на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Список использованной литературы

1. Праздников В. П.: "Закаливание детей дошкольного возраста " – Санкт-Петербург : изд-во "Медицина",2008 – с. 125

2. Пономарев С. А.: "Растите детей здоровыми" - М.: изд-во "спортИв", 2012.- с. 360

3. Голубева Л. Г. Закаливание дошкольника : пособие для родителей / Л. Г. Голубева, И. А. Прилепина; под ред. В. А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007. – 32 с.

5. Козырева О. В. Если ребенок часто болеет : пособие для педагогов и инструкторов физкультуры / О. В. Козырева. - М.: Просвещение, 2008. – 96 с.

6. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Инфра, 2012. - 158 с.

7. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений . – М.: АРКТИ. 2011. – 88 с.

8. Воронцова И. М., Беленький Л. А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - С. -Петербург, 2010. - С. 27.

9. Праздников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста - М ., 2008. - С. 220.

10. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы конф. - Дубна, 2012. - с. 115.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

РЫБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.А.СОЛОВЬЁВА

Факультет "Авиатехнологический"

Кафедра: "ТЕХНОЛОГИЯ АВИАЦИОННЫХ

ДВИГАТЕЛЕЙ и ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ"

по дисциплине "Физкультура"

на тему: "Закаливание детей дошкольного возраста"

Студент группы ВТ-09: Нефёдов В.В.

Руководитель: Шитиков А.В.

Рыбинск 2014г.

Введение………………………..……………………………………………….3

Принципы закаливания детей дошкольного возраста……………………….5

Средства и методы закаливания детей дошкольного возраста ………….…9

Заключение………………………………………………………………...…..17

Введение

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

При действии различных факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.

Многие дошкольники часто страдают простудными заболеваниями. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.

В способах предупреждения простудных заболеваний ребенка имеются две противоположные тенденции. Одна - предупреждение заболеваний ребенка путем обеспечения ему постоянства условий. Ребенок не страдает простудными заболеваниями лишь потому, что всегда находится в тепличных условиях: его кутают, не разрешают энергично двигаться, чтобы не вспотел, оберегают от малейшего дуновения ветерка. Если по возвращении с прогулки ноги оказываются холодными, делается горячая ножная ванна. Защитные средства организма при этом никак не используются и не тренируются. Такой ребенок, попав в более жесткие условия, мгновенно простужается.

Другим способом предупреждения простудных заболеваний является закаливание, которое помогает повысить иммунную защиту организма.

Закаливание - важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности, ультрафиолетовым лучам.

Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям окружающей среды.

Опыт семейного воспитания убедительно свидетельствует: там, где закаливание ребенка проводится методично и систематически, наступает резкое снижение частоты простудных заболеваний.

Принципы закаливания детей дошкольного возраста

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание.

Не поздно начать закалять свой организм в любом возрасте.

Закаливание - это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).

Закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например, к недостатку кислорода.

При охлаждении тела или частей тела желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из них - побеление, связано с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия. При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Человек при этом не ощущает действия холода. Продолжение охлаждения вызывает появление третьей стадии - вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.

У незакаленных и ослабленных детей вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья - переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Растирание кожи и выполнение физических упражнений после воздействия холодной водой повышает температуру кожи, сокращает время действия охлаждения и растягивает процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления и использование физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, а при наличии устойчивости к холоду - при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.

Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное и резкое действие холода, а медленное и слабое охлаждение части кожной поверхности. Короткие, но резкие перепады температур (10-15°С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка.

Часто у многих возникает боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма. Однако, еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить себе состоящим из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки», меняющей свою температуру в зависимости от температурных условий внешней среды. Постоянная температура «сердцевины» поддерживается химической терморегуляцией. Поэтому кратковременное обливание холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде не может приводить к переохлаждению «сердцевины».

Для выработки оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить с возможно более широким диапазоном перепадов температур по времени и силе воздействия. Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека.

В настоящее время наука - физиология, гигиена, медицина, педагогика - располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей. Однако нужно сказать, что закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, можно выделить ряд правил, без соблюдения которых закаливающие процедуры не только не принесут пользы, но и могут навредить.

Перечислим основные принципы закаливания:

    Регулярность. Без регулярности проведения любое закаливание неэффективно, а достигнутые результаты снижаются. Лучше всего проводить ежедневные занятия в одно и то же время суток;

    Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка;

    Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма;

    Сочетаемость общих и местных охлаждений. Например, при обливании стоп, тело остается не закаленным, и наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма возникает при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница);

    Комплексность. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно. Это означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня. Ведение здорового образа жизни увеличивает эффективность закаливающих процедур;

    Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции. Ощущения должны оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья;

    Закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

Специалисты в области здоровья рекомендуют начинать совершать закаливание с самого раннего возраста. Поскольку у малышей механизмы терморегуляции функционируют пока что не в полную силу, позволяющую без проблем справляться с перегреванием и переохлаждением, закаливающие процедуры станут отличной тренировкой неокрепшего детского организма. Закаливание детей дошкольного возраста позволяет им как можно быстрее адаптироваться к систематическому пребыванию в детском саду, являющемся в данное время основным учреждением, помогающим родителям в воспитании своих чад.

Раннее закаливание позволяет укрепить иммунную систему и, тем самым, реже болеть. Чем раньше проводятся закаливающие процедуры, тем скорее формируется сопротивляемость холоду. Также у закаленного ребенка быстрее образуются полезные условные рефлексы, необходимые для экстренной мобилизации внутренних ресурсов организма.

Общие принципы закаливания

Перед началом закаливающих процедур важно усвоить общие правила закаливания детей.

Без соблюдения данных требований закаливание не принесет пользы и может даже навредить здоровью ребенка.

Крайне важно запомнить следующее:

  1. Должна соблюдаться регулярность. Нерегулярные процедуры не будут являться продуктивными. Только систематический закаливающий процесс без привязки ко времени года может дать максимальный эффект.
  2. Закаливающие мероприятия следует производить исключительно в здоровом состоянии. Состояние ослабленного болезнью детского организма может в результате процедур только значительно ухудшиться.
  3. Такие факторы, как интенсивность, длительность и частота могут изменяться в сторону увеличения лишь постепенно. При этом необходим тщательный и своевременный контроль за тем, как малыш справляется с поставленной нагрузкой.
  4. Закаливающая программа должна разрабатываться для каждого ребенка сугубо индивидуально, исходя из его особенностей. Единый подход ко всей группе закаливающихся категорически неприемлем. Воспитатели в детском саду должны четко соблюдать данное требование.
  5. Обязательно должна быть соблюдена последовательность в осуществлении процедур. Необходимо начинать с более простых действий, постепенно переходя к проведению более сильнодействующего закаливания.
  6. Закаливание детей дошкольного возраста должно производиться лишь при их положительном эмоциональном настрое. Только имеющееся на момент процедур хорошее настроение будет залогом формирования заинтересованности малышей в этом процессе.

Методы закаливания детского организма

Закаливание детей раннего возраста может осуществляться с помощью неспециальных и специальных методов. Неспециальные методы закаливания организма заключаются в создании оптимальных условий, необходимых для достижения лучшего результата. Это, прежде всего, подбор одежды по погоде и ситуации, обеспечение притока свежего воздуха в помещении и контроль за его температурой. Специальные методы закаливания детей – это закаливание воздухом, солнцем и водой. Их непосредственное применение возможно как в домашних условиях под контролем взрослых домочадцев, так и в детском саду под присмотром персонала учреждения.

Воздушные закаливающие процедуры

Закаливание воздухом – самый простой и общедоступный метод. Воздействие воздуха на организм происходит благодаря трем его характеристикам: температуре, проценту влажности и свободному движению частиц. Начинают данный процесс с принятия воздушных ванн. Сначала это совершается во время переодевания, затем – в ходе занятий утренней гимнастикой. Сочетание закаливающих действий и физических упражнений – самый оптимальный вариант. Важно перед зарядкой проветрить комнату и не одевать ребенка тепло. Подходящая одежда – майка, трусики и носки. Потом можно будет делать упражнения и босиком.

В дальнейшем допускается открывать форточку в то время, когда ребенок спит. Первоначально дозволяется спать в таких условиях только днем, вскоре же можно оставлять малыша в проветриваемом помещении и на всю ночь, естественно лишь в теплое время года. Температура воздуха должна быть комфортной. Варьируется она от +18 до +26 градусов. Большая температура может привести к перегреванию, а низкая – к простудным заболеваниям.

Завершающий этап воздушных закаливающих процедур – уличные прогулки. Осуществляться они могут в любую погоду по 3-4 часа в день. Одежда малыша должна быть легкой, с как можно меньшим содержанием искусственных материалов. В случае, если ребенок вспотел, то его срочно нужно вести домой для переодевания.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи – достаточно интенсивное и в то же время опасное средство закаливания. Солнце способно оказывать на человека такое же воздействие, как и на все живое вокруг. Оно ускоряет рост, обменные процессы, способствует укреплению нервной системы, а также повышает сопротивляемость организма вредным инфекциям.

Закаливающие процедуры принято начинать со световоздушных ванн, находясь в тени деревьев. Затем через время переходят к местным солнечным ваннам, при которых открытыми оставляют лишь некоторые участки тела. Чтобы у ребенка не случился солнечный удар, на голове у него всегда должен быть головной убор светлых тонов. Обязательно также, чтобы при себе имелось питье.

Рекомендуется пребывать под воздействием открытых лучей либо утром, либо вечером. Наилучшее время – промежуток с 10 до 11 часов утра. Крайне важно контролировать детское самочувствие. Длительность приема солнечных ванн должна увеличиваться постепенно. Первоначальное время – 4 минуты, затем его увеличивают до получаса.

Приемы закаливания водой

Закаливание водой является самым действенным. Взрослым необходимо постараться, чтобы оно прочно вошло в режим дня дошкольника, выражаясь, прежде всего, в следующих обыденных процедурах, выполнять которые следует как дома, так и во время пребывания в детском саду:

  1. мытье кистей рук после сна, посещения туалета и прогулки, а также до и после приема пищи;
  2. попеременное мытье сначала теплой, а затем и прохладной водой рук до локтя, шеи, лица и верхней части груди;
  3. ежедневная чистка зубов с их полосканием прохладной водой;
  4. полоскание глотки прохладной водой после еды.

Когда данные приемы закаливания станут важной составляющей режима дня ребенка, можно переходить к специальным закаливающим водным процедурам:

  • Первоочередной такой процедурой должны являться обтирания тела. Начинать следует с сухого растирания кожи варежкой до легкой безболезненной красноты. Проделывать это необходимо на протяжении 7-10 дней. После можно приступать уже к влажным обтираниям. Температура воды должна постепенно снижаться с +32 до +18 градусов. Снижение производится на градус каждые 2 дня. Оптимальная длительность влажных обтираний – 3 минуты.
  • Рекомендуются также контрастные обливания рук и стоп ног. Детям с ослабленным организмом желателен щадящий режим. Заключается он в том, что ноги и руки сначала обливают теплой водой в +38 градусов, затем температура снижается градусов на 10. После этого обливания производятся снова теплой водой. Для здоровых детей перепад температуры является более ощутимым – от +38 до +18 градусов.
  • Самой эффективной процедурой являются общие обливания тела. Начальная температура для этого равна +36 градусам, а сам процесс обливания на первой стадии занимает 15 секунд. Каждую неделю температуру воды снижают на градус, общая же длительность процедуры возрастает до 35 секунд.

В заключение

В заключение необходимо отметить, что выполнение правильного закаливающего процесса возможно только в результате объединения усилий семьи ребенка, контролирующей его в домашних привычных условиях, и сотрудников детского сада. Он должен осуществляться по заранее определенной системе. Непродуманных экспериментов в этом важном и ответственном деле быть не должно. Особенно нежелательно экспериментировать в ходе закаливания детского организма водой. Лучше придерживаться стандартных правил закаливания, разработанных для маленьких детей.