Маркировка на чайных ложках. Немецкая ложка времён Отечественной войны

Ложка которой пользовался предположительно немецкий солдат 1941-1945 год. Нашёл в заброшенном доме. На обратной стороне ручки надпись: "PLEWKIEWICZ GALW", согласно информации из интернета, мною выяснено следующее: " ". Далее выбита цифра "6", по всей видимости она обозначает номер предмета в столовом наборе. потому что оказывается существуют подобные и ложки и вилки. А на окончании ручки выбиты буквы "BM". Сначала я думал, что это инициалы владельца, но всё оказалось проще. "ВМ" обозначают металл из которого сделан предмет, в данном случае "ВМ"-белый металл.(мельхиор). Есть столовые приборы с другим клеймом "Rostfreier Stahl"(нержавеющая сталь).

Возможно, что такие ложки использовались повсеместно. В наших краях много было Румынских солдат, воюющих за фашистскую Германию. Всем известно, что и некоторые польские граждане были в рядах рейха. Не исключено, что подобные сервизы покупались мирными жителями в довоенное и послевоенное время.

У меня уже давно залежалась ещё одна ложка, как оказалась с буквами "ВМ", её я нашёл по молодости на развалинах заброшенного хутора. Она явно гражданского происхождения. На ложках выпущенных Германией специально для армии, офицерского состава имеется клеймо орла со свастикой.

Фирма Fraget.

Для интересующихся посетителей добавляем ещё один экземпляр старинного столового прибора. На фото ниже, мы видим предмет с надписью "Fraget (Фражет)". Это означает, что предмет состоит из меди или медного сплава, сверху гальваническим способом посеребрённый. Основатель завода в Польше, выпускавшего приборы по данной технологии - Йозеф Фражет (1797-1867). Предметы из польского серебра имели большую популярность, их поставляли и царским особам (Сербии, Румынии, Афганистана). В коллекциях известных музеях находятся предметы с маркой "Fraget".

Интересные материалы сайта

Большая и светлая столовая с огромным столом, белоснежная скатерть с ручной вышивкой, хрусталь, фарфоровые тарелки и непременно серебряные фамильные столовые приборы…
Многие из нас, простых сибирских девушек, могут похвастаться таким приёмом гостей? И если скатерть, хрусталь и тарелки еще можно получить в наследство от бабушки, то с серебром, увы, — мельхиор наше всё!

Все алхимики с древних времен бьются над тем, как из доступных химических элементов изготовить золото (или сплав на него похожий, чтобы дурить окружающим голову), но всё никак не удается им этот фокус, не в пример — мельхиору!
Мельхиор называют столовым серебром не случайно — он такой же красивый (при должном уходе) и имеет благородный глубокий серебряный блеск, но в мельхиоре нет ни грамма серебра!
Давайте разбираться, что же это такое. Мельхиор это сплав меди (70-80%) и цинка (30-20%) с небольшим содержанием никеля, марганца и железа, название своё получил в честь своих изобретателей-французов Майо (Maillot) и Шорье (Chorier). По-русски эти фамилии звучат, как Майо и Шорье, но французское название Maillot-Chorier в немецком языке исказилось в Melchior, и затем распространилось в русском и прижилось.
Из сплава изготавливают разнообразные столовые приборы, ювелирные изделия и предметы интерьера, чеканятся монеты и даже отливаются хирургические инструменты.
По сравнению с серебром мельхиор обладает большей износоустойчивостью и механической прочностью, почти не подвержен коррозии (даже при строительстве подводных лодок используется!) и, в то же время, сплав пластичен и отлично поддается обработке — штамповке, резке, чеканке и в холодном, и в горячем виде, превосходно полируется и паяется — определенно, сплав-находка!
Логично, что с открытием этого справа производство его распространилось практически во всех странах, т.к. теперь стало доступным «кушать с серебряной ложки».
Историки говорят, что пик популярности мельхиора в России пришелся на царское время, когда такие приборы были в особенном почете у среднего класса. В высшем же свете мельхиор не признавали и называли его «серебром бедняков».

Думаю, у многих в шкафах лежат бережно хранимые мельхиоровые ложки и вилки — в специальных картонных коробках на бархатной или шелковой подложке. Такие приборы было принято доставать по особому случаю, на большие праздники и значимые события.
А кто-то решал устроить себе праздник каждый день и использовал мельхиоровые вилки/ложки ежедневно.
И в итоге каждая хозяйка (рано или поздно) сталкивалась с проблемой — как почистить мельхиор, который потемнел от времени?
Условно говоря, мельхиор плохо вступает в реакцию в агрессивными средами, поэтому, чтобы потемнеть до черноты, ему надо или несколько лет пролежать без дела, или использовать его должны и в пир, и в мир.
При контакте в некоторыми веществами сплав может образовывать темные окислы.
Например, обычная чистая вода губительна для внешнего вида мельхиоровой ложки или вилки — высохшая естественным путем даже самая маленькая капелька оставит после себя на поверхности темное пятнышко (поэтому золотое правило, которое я запомнила еще с детства, — парадные мельхиоровые ложки надо вытирать после мытья сразу и насухо!). Потемнение могут вызвать и непромытые остатки пищи или жира, забившиеся в тонкий узор на поверхности.

На протяжении десятилетий хозяйки боролись с потемневшим мельхиором с помощью зубного порошка и щетки, иногда вместо порошка использовали соду, Но твердые частички царапают металл, и поверхность покрывается микро-дефектами, в которых задерживается вода и остатки пищи — получается замкнутый круг — чем больше мы ухаживаем за мельхиором с помощью зубного порошка или соды, тем быстрее приборы темнеют ((
Мама моя, помню, держала в шкафчике страшную ценность — бутылочку с жидкостью для чистки мельхиора и серебра и пару раз в год устраивала генеральный уход за внешним видом нашего парадного набора столовых приборов.
Еще я слышала варианты с протиранием мельхиора нашатырным спиртом (фу-фу-фу) или помещение потемневших приборов в картофельных отвар (т.е. при варке картошки надо всегда держать в голове — сливать или нет воду в канализацию).

Но есть реально волшебный способ, после которого даже самая страшная мельхиоровая ложка, провалявшаяся бог знает в какой грязи, за пару минут засверкает как новенькая!
Сода, соль, капелька фейри для растворения жира и кусок самой обычной фольги!

Да ладно, не знаете такой способ? Мне кажется, все про него уже читали!)))

1.Берем любую подходящую ёмкость — неважно, пластик, стекло, металл, большая кастрюля, тазик или вместительный контейнер.
2.На дно укладываем кусок обычной алюминиевой фольги.
3.Насыпаем от души и от объема потемневшей посуды пищевую соду и чуть меньше поваренной соли.
4.Заливаем кипятком.
5.Помещаем на 5 минут в этот раствор мельхиоровые (или серебряные) изделия.

Если посуда не полностью покрыта водой — можно прямо «в живую» наблюдать за процессом очистки — части находящиеся в воде на глазах становятся светлыми! Чтобы большие предметы очистились полностью их нужно будет несколько раз перевернуть и поместить грязные стороны в этот хитрый раствор. Ну а для извлечения уже чистых предметов из горячего раствора используйте щипцы и вообще работайте в перчатках!

Чистые мельхиоровые (и серебряные) предметы надо обязательно промыть под проточной водой, насухо вытереть и высушить в комнатных условиях.

Чтобы была очевидна разница, покажу до и после))

Таким способом можно привести в порядок не только мельхиор, но и , обычные стальные ложки-вилки тоже приобретают магазинный вид, а вот предметы с красивым чернением могут стать полностью белыми — чернение «отмоется» вместе с окислами и грязью, но со временем, конечно, вернется.

А теперь урок химии (и физики немножко)!

Итак, что же такого волшебного происходит при погружении металлического предмета в теплый раствор соды и соли с куском алюминиевой фольги?

Происходит обычная реакция замещения и восстановления — соль, сода и алюминий совместно «забирают» атомы из окисла на поверхности металлического предмета. Если решитесь на такие химические эксперименты, не удивляйтесь — во время процесса очистки в воздухе стоит легкий, но неприятный «металлический» запах.
В растворе начинается химическая реакция, в результате которой фольга темнеет, а мельхиор, наоборот - светлеет и возвращает чистоту поверхности.
Не углубляясь в сложные химические формулы (как давно я была в школе!), в этом растворе мы создаём некий триосульфат натрия — сильнейший восстановитель, который превращает оксиды металлов в чистые металлы.

Если взять, к примеру, серебро, то со временем оно сначала тускнеет, а затем темнеет — происходит окисление серебра. Обычно, при окислении серебро соединяется с серой и формирует сульфид серебра, который имеет черный цвет и покрывает серебряный предмет тонкой пленкой.
Чтобы вернуть серебру прежний блеск нужно удалить этот сульфид серебра и для этого есть два пути: либо механически очистить (содрать) эту пленку, попутно стирая и частички серебра под ней, либо провести реакцию восстановления — обратить вспять химическую реакцию окисления и «превратить» сульфид серебра обратно в серебро.
При помещении одновременно алюминия и сульфида серебра в щелочную среду, алюминий, как более «сильный» металл забирает у оксида серебра атомы серы, получается сульфид алюминия, серебро освобождается и становится чистым во всех смыслах этого слова.
Важное условие — реакция между алюминием и сульфидом серебра произойдет тогда, когда два эти металла погружены в раствор соды и соприкасаются. Т.е. можно и смятый кусок фольги положить в раствор, но застеленная фольга на всё дно контейнера позволит провести эту химическую реакцию быстрее. Также реакция происходит быстрее, когда раствор теплый — поэтому сухие компоненты раствора заливаются кипятком.
Когда химическая реакция переносит серу из серебра в алюминий, то сульфид алюминия может присоединиться к алюминиевой фольге (что мы и наблюдаем по итогу — вся фольга в желто-коричневых пятнах и разводах) или образовать крошечные, бледно-желтые хлопья на дне контейнера.

Есть еще момент, объясняющий, почему серебряный предмет и алюминиевая фольга должны быть в контакте друг с другом — это уже из школьного курса физики. В процессе реакции между этими двумя металлами образуется не сильный электрический ток, создается так называемая «гальваническая пара», которая связана через электролит (вот зачем в растворе есть соль). Между серебром и фольгой образуется разность потенциалов, (кстати, именно такая реакция используются в аккумуляторных батареях для получения электроэнергии), так что наш раствор — настоящая мини-батарейка!))

Ну, это всё я занудствую относительно серебра, а что насчет того же мельхиора (в котором, как мы уже выяснили, серебра нет), почему он очищается?
Да потому, что метод этой химической реакции восстановления работает почти со всеми металлами, которые мы используем в повседневной жизни.
Точно также очистится и стальная, и золотая ложка. Правда с золотом немножко другой ход реакции — оксид золота растворяется в щелочной среде (растворе соды), так что тут мы рискуем немного уменьшить толщину золотого покрытия)))
И точно не стоит применять этот способ для очистки позолоченных изделий — тончайшее напыление скорее всего облезет.
А еще все дружно бежим и смотрим маркировку на своем столовом серебре!
Если стоит штампик «МНЦ» — «медь, никель, цинк», значит приборы изготовлены из сплава с красивым эльфийским названием нейзильбер — этакий улучшенный мельхиор, или «новое серебро». Содержание цинка в нейзильбере больше, чем в обычном мельхиоре, он дешевле в производстве, но его обязательно серебрят, иначе у вилок и ложек со временем появится «металлический» привкус.
Так что с приборами с такой маркировкой тоже не стоит часто увлекаться восстановительными реакциями — не сразу, конечно, но со временем тончайшей серебряное покрытие исчезнет и с таких ложек будет неприятно кушать.

Ну и чтобы не заканчивать на заумной ноте (я ж девочка, я не такая!) покажу картинки своих серебряных и не очень сокровищ!
Как оказалось вот прям чего-то раритетного и редкого у меня нет.

Обычные столовые ложки и вилки как раз из нейзильбера с маркировкой «МНЦ», из той же оперы десертная вилочка и пара кофейных ложек:

Кастрюлька-супница и кофейник из того же материала производства Кольчугинского завода с узнаваемым клеймом в виде глухаря:

А вот это уже мельхиоровый (клеймо «мельх») подстаканник «Космос» (тоже нифига не редкий, а самый обычный) того же Кольчугинского завода:

Вьетнамская серебряная ложечка «нонейм»:

И подарок от свекрови — приборы для салата. Конечно же были описаны как фамильная ценность и настоящее серебро, нашлась только полустертая маркировка «Lead Free», которая означает, что изделие не содержит свинца, буду верить на слово и гордиться)))


Ложки — предметы сервировки стола или кухонный инвентарь (в зависимости от назначения). По материалу разделяются на металлические, деревянные, пластмассовые, стеклянные, костяные, роговые.

Ложки

Металлические ложки в зависимости от назначения и формы выпускаются нескольких видов.

Столовые, десертные, чайные, кофейные ложки — с черпаками, вытянутыми в длину, иногда округлой формы; все цельнометаллические, чаще штампованные, иногда литые.

Ложки различаются между собой только размерами. Толщина металла в черпаке равномерно уменьшается от основания к концу, это не только улучшает эксплуатационные качества ложки, но и позволяет получить достаточно массивную и прочную ручку. Такая конструкция достигается специальной подкаткой заготовки или применением для штампования ложек ленты соответствующего профиля. При штамповании ложек из листового металла без подкатки заготовок используется прокат меньшей толщины; в этом случае для обеспечения необходимой прочности узкой шейки ручки на изгиб её обычно фасонируют выдавкой продольного ребра жёсткости, что несколько ухудшает внешний вид ложек, а также затрудняет их чистку. В качестве столовых ложек для детей используются ложки десертные. Для детей выпускаются также ложки с таким изгибом ручки, который позволяет пользоваться ложкой только правой рукой.

Разливательные — столовые и кухонные, обычно штампованные с приклёпанными, приваренными или припаянными ручками, реже цельнометаллические литые. В зависимости от назначения различаются: суповые — с полушаровым или круглым плоскодонным черпаком; соусные — с резко вытянутым сливом на боковой грани черпака или такие же, как столовые, но соответственно большего размера; для молока с полушаровым черпаком и коротким сливом. Разливательные ложки кухонные для их подвешивания обычно имеют крючки или отверстия на концах ручек.

Чайные заварные ложки — с двустворчатым, формы обычной чайной ложки «яблочком», запирающимся защёлкой разных конструкций. Диаметр отверстий на створках 0,7—1,0 мм.

Ложки для горчицы, соли и т. д. — разных форм, с плоским или вогнутым черпачком.

Ложки для салата — штампованные цельнометаллические или составные, с ручками различных фасонов и конструкций. Выпускаются в комплекте со специальной для салата, с которой они составляют приборы для салата. Основные размеры металлических ложек и применяемые для их изготовления металлы приведены в таблице ниже.

Ассортимент, применяемые материалы и основные размеры металлических ложек

Марки металлов, применявшиеся в СССР с пятидесятых годов для производства ложек: сталь нержавеющая — 1Х18Н9, 2Х18Н9, 1Х18Н9Т (ГОСТ 5632—51); сталь декапированная (ГОСТ 1368—47); мельхиор — МН19 (ГОСТ 492—52); латунь — Л62, Л68, Л70; томпак — Л90; Л96 (ГОСТ 1019—47); алюминий листовой — ММ; вторичные алюминиевые сплавы АЛЗЧ, АЦЗЧ и АЛ14Ч, серебро 875-й пробы.

Металлические ложки, применяемые при сервировке стола, в зависимости от оформления различаются: гладкие; с выштампованной окантовкой; со штампованным или гравированным рисунком. По форме ручек эти ложки не стандартизованы, выпускаются в большом количестве вариантов, в т. ч. фигурные.

Алюминиевые ложки всех видов, как штампованные, так и литые, изготовляются светло-галтованными или полированными до зеркального блеска; поставка алюминиевых матовых (травленых) ложек допускалась только с согласия заказчика. Выпускаются также ложки алюминиевые, отделанные анодированием «под золото» и пр. Ложки из нержавеющей стали выпускаются полированными до зеркального блеска, без покрытия. Ложки мельхиоровые изготовляются посеребренные с толщиной покрытия в среднем 20 ц, но не менее 10 ц в отдельных местах; посеребрённая поверхность этих ложек может быть оксидированной с зачисткой по контуру «под старое серебро». Ложки серебряные большей частью выпускаются полированные, реже с различными видами ювелирной отделки, в т. ч. с «чернью» (см. ). Металлические ложки, входящие в состав различных наборов (как в футлярах, так и без них), по фасонам и отделке оформляются так же, как и другие предметы набора, в т. ч. с пластмассовыми, деревянными и другими неметаллическими ручками или накладками на ручках.

Деревянные ложки изготовляются кустарным способом из древесины лиственных пород (берёзы, осины, липы и клёна), монолитные (из одной заготовки). В деревянных ложках различают следующие части: «лопасть» («ковшик») — черпак; «мостик» («гранка») — переходная часть от черпака к ручке; «черенок» — ручка и «коковка» — фигурное утолщение на конце ручки. В зависимости от назначения и формы деревянные ложки различаются: столовые рабочие — с круглой и глубокой лопастью; столовые тонкие — с несколько суженной и более мелкой лопастью и с тонким черенком; столовые полубаские — с овальной мелкой лопастью; столовые «загибка» — по форме приближающиеся к металлическим с овальным черпаком; кухонные «уполовники» — с круглой глубокой лопастью, часто с крючком на черенке для подвески; кухонные протиральные; горчичные — с вогнутым или плоским черпачком. Ассортимент и основные размеры деревянных ложек указаны в таблице.

Ассортимент и основные размеры деревянных ложек

Деревянные столовые ложки и уполовники изготовляются крашенные по предварительно ошкуренной, загрунтованной и шпаклёванной поверхности и оформляются : жёлтой, лаковой, «под ягодку», «под листок», «под травку», «под Кудрину», «под фон» и др.

После нанесения рисунка ложки несколько раз покрываются олифой, после чего подвергаются прокаливанию в печи («закалке») до получения тёмно-золотистого фона. Такая окраска очень прочна, водоупорна и теплостойка. Ложки деревянные протирочные и горчичные выпускаются хорошо ошкуренными, без окраски.

Ложки

Пластмассовые, стеклянные, костяпые, роговые ложки в зависимости от назначения изготовлялись следующих видов.

Ложки для мороженого — пластмассовые, прессованные из аминопластов разных расцветок, имеют форму чайной ложки, длина 115—130 мм.

Ложки для салата — в комплекте с вилкой для салата, выпускались пластмассовые, из органического стекла (штампованные), иногда с серебряной окантовкой ювелирной работы, и стеклянные прессованные из бесцветного или цветного стекла, форма и размеры те же, что и салатных металлических.

Ложки для горчицы — роговые и костяные, а также стеклянные прессованные, с круглым вогнутым черпачком или лопаткой, выпускались только в комплектах стеклянных настольных судков.

Ложки для крюшона — стеклянные (бесцветные или цветные), выпускались только в комплекте стеклянных крюшонных приборов

Требования к качеству ложек .

Для металлических ложек (ГОСТ 4893—49): края черпака («яблока») — в одной плоскости; отсутствие по всему контуру заусенцев и острых граней; прочность шейки (узкой части ручки) на изгиб; симметричное расположение черпака, ручки и ребра жёсткости на шейке ручки и рисунка относительно продольной оси ложки; отсутствие раковин, царапин, пятен, волнистости, плен, трещин и других пороков, на¬ушающих прочность или товарный вид изделий.

Ложки металлические выпускались 1-го и 2-го сортов. Ко 2-му сорту относились изделия с незначительными отклонениями в части внешней отделки: недостаточная чёткость рисунка, малозаметные риски, следы шлифования и т. д. (в пределах, не нарушающих товарного вида изделий).

Для деревянных ложек (ТУ поставщиков): направление волокон древесины только по длине ложки; отсутствие пороков древесины— косослоя, сучков, гнили, червоточины, трещин и т. д.; отсутствие дефектов обработки — сколов, задиров, надрубов и др. правильная симметричная форма изделий; окраска, безвредная для здоровья, прочная, с чётким рисунком, с закалкой в тёмно-золотистый цвет, с ярким блеском лака по всей поверхности; пороки окраски — непрокрашенные места, пузыри, отлип, загрязнения, подчистки и «слепыши» — не допускались.

Деревянные ложки выпускались четырёх сортов: высшего, 1-го, 2-го и 3-го сортов, полностью удовлетворяющие требованиям по качеству, относились к высшему сорту. Изделия с незначительными дефектами в виде лёгкой симметричной волнистости лопасти, разнотонной закалки, неравномерного рисунка и единичных слепышей относили к 1-му сорту; изделия с этими же более резко выраженными дефектами, а также с неравномерной грунтовкой, слабо выраженными натёками и неравномерной толщиной покрытия — ко 2-му сорту. Ложки, имеющие помимо дефектов, допустимых для 2-го сорта, еще и отклонения по форме, в т. ч. незначительную кривизну черенка, относилик 3-му сорту. Незначительные выколы в кромках и торцах, но не нарушающие пригодность ложек для использования, снижали сортность на один сорт.

Для костяных и роговых ложек — правильная и симметричная форма с гладкой, хорошо отполированной поверхностью.

Проверка качества .

Для металлических ложек — по образцам, отобранным из партии в количестве 1%, но не менее 5 штук: по внешнему виду — невооруженным глазом; по размерам — универсальным измерительным инструментом; на стойкость против коррозии (только ложки из нержавеющей стали) — погружением обезжиренных и промытых ложек в 50%-ный раствор уксусной или лимонной кислоты при температуре 20° на 2 часа, после чего на изделиях не должно появляться следов коррозии; на качество серебрения мельхиоровых ложек — методом снятия серебра химическим путём.

Для деревянных ложек — по образцам, отбиравшимся в количестве до 20—30%; проверка производилась только по внешнему виду невооружённым глазом; при отбраковке более 2—3% вся партия возвращалась поставщику для пересортировки.

Для костяных и роговых ложек — такая же проверка, как деревянных.

Маркировка .

Металлические ложки маркировались товарным знаком или полной производственной маркой, клеймом сортности только для 2-го сорта, индексом металла (прессованием или в литье) на тыльной стороне ручки.

Индексация металлов производилась следующими обозначениями: нержавеющая сталь — «нерж », мельхиор — «мельх.», алюминиевый сплав — АЛС, серебро — проба в соответствующих цифрах.

Деревянные, костяные и роговые ложки маркировались вкладываемыми в упаковку ярлыками, содержащими следующие данные: наименование и адрес поставщика, наименование ложек с указанием материала (породы древесины — для деревянных ложек), вида отделки, сорта, количества (в штуках), бракёра (фамилии или номера) и даты выпуска.

Упаковка .

Металлические ложки полированные и посеребрённые упаковывались по 10 шт., с перекладкой мягкой бумагой, в картонные коробки или пачки в бумажной обертке; каждая коробка или пачка перевязывались шпагатом или оклеивались бумажной бандеролью;

алюминиевые матовые ложки — в пачки по 25 штук в бумажной обёртке, с перевязкой шпагатом; на каждой коробке или пачке наклеивалась фирменная этикетка с указанием ведомства, предприятия-изготовителя, наименования изделия, наименования материала, сорта, количества (в штуках) и стандарта.

Для транспортирования коробки и пачки упаковывались в деревянные ящики весом брутто до 30 кг с вкладкой упаковочных ярлыков с теми же данными, что и на этикетках; упаковка ложек, входящих в состав различных наборов — по ТУ поставщиков.

Деревянные ложки упаковывались в деревянные ящики или драночные короба с плетёной из дранки крышкой (крышки иногда заменялась обшивкой верха короба рогожей); в каждый ящик или короб упаковывали по 100—500 штук ложек или по 100—200 штук уполовников, верхний ряд уплотняют простилкой сена или соломы. В каждое место вкладывался упаковочный ярлык с указанными выше данными; кроме того, эти же данные обозначались на подвешиваемой к упаковке бирке или непосредственно на таре.

Костяные и роговые ложки упаковывались по соглашению сторон.

Хранение и транспортирование ложек всех видов осуществлялось только в упакованном виде, в зарытых помещениях. Ящики с деревянными ложками должны были храниться и транспортироваться только закрытыми или обитыми, с прокладками между рядами.

Требования к качеству, сортность, проверка качества, маркировка и упаковка ложек разливательных — алюминиевых, стальных эмалированных, мельхиоровых и серебряных, а так же пластмассовых и стеклянных — те же, что и для посуды из соответствующих материалов.

Уход и рациональное использование ложек . Нельзя чистить ложки песком и другими царапающими материалами; не следует применять для чистки алюминиевых ложек щелочи и кислоты, разрушительно действующие на этот металл, не рекомендуется пользоваться нашатырным спиртом и раствором гипосульфита для чистки серебряных ложек с «чернью», которая при этом разрушается.

Рекомендуемые способы чистки ложек: алюминиевых — тряпкой, смоченной горячим раствором буры (30 г на 1 л) с добавлением нашатырного спирта (10 г), с последующей промывкой чистой горячей водой; стальных эмалированных и из нержавеющей стали — в горячем растворе соды (25 г на 1 л) с промывкой чистой горячей водой; раз в неделю эти ложки следует мыть в тёплой воде с добавлением 10% нашатырного спирта (чайная ложка на 1 л); серебряные рекомендуется чистить сметанообразной смесью зубного порошка с нашатырным спиртом. Пятна от сырости на серебре выводят тёплым уксусом с последующей промывкой теплой водой; потускневшие поверхности серебряных и посеребрённых ложек моют горячим 1%-ным мыльным раствором, затем, не давая им остыть, смачивают раствором гипосульфита (100 г на 0,5 л) и протирают мягкой тряпкой.

Столовое серебро проверенный и надежный способ вложения свободных средств с одновременной пользой! Вы наслаждаетесь и пользуетесь серебряными ложками и вилками ежедневно, а стоимость их только растет. Чего еще желать?!

столовые приборы, Северная Чернь, серебро позолота чернь

Но конечно относимся к ним бережно, не нужно гнуть (кстати один из варварских изделия и далеко не убедительный: гнется – серебро, ломается – сплавы, не рекомендую так “проверять”), совершенно нет нужды драить столовое серебро абразивными материалами. Как бережно можно почитать на сайте, рецепты постоянно пополняются.
Чем хорошо инвестирование в серебро и конкретно в столовые приборы, помимо того, что можно их использовать в быту? – Во-первых можно подкупать постепенно недостающие серебряные ложечки или вилки, постоянно расширяя коллекцию. Безболезненно для кошелька и семейного бюджета у вас соберется полный набор серебряных столовых приборов.
Во-вторых, намекните знакомым и родственникам, коллегам по работе, что вы увлеклись коллекционированием столового серебра определенной марки или орнамента, возможно выбор пал на страну или временной отрезок – и тогда в праздники у них не будет мучений, что подарить вам.

чайник, серебро Испания нач.20 века

Серебро, а столовое особенно, идеальное спасение и шикарный подарок, когда вы не знаете, что подарить от коллектива руководителю или шефу на юбилей, что подарить любимым родителям на серебряную свадьбу, или друзьям на торжество. Тут уже не спасет обычный сувенир или букет цветов. Серьезный подарок всегда будет оценен и ваше внимание будет приятно.
Какое выбрать? Что из серебра лучше покупать? – Тут уже решать вам, но заметим, что если брать схематически, от наибольшего к наихудшему, то выглядит это как-то так: старинное русское серебро известных мастеров с клеймами эмалями чернью гравировкой – серебро советского периода с эмалями чернью гравировкой – столовое советское клейменое серебро – старинное русское серебро примитивное (так называемые “весла”) – евро-серебро с эмалями – евро-серебро – серебрение.
Рассмотрим подробнее столовое серебро для инвестиций , лучше выбрать те предметы, маркировки и клейма на столовых приборах которых хотя бы известны.
Предпочтение отдайте полным комплектам и полным серебряным сервизам.
В том случае, если финансы не позволяют сильно разгуляться, четко определите себе что именно вы будете покупать, шаг за шагом продвигаясь к полному набору.

Серебряная кофейная пара с фарфоровым вкладышем

Что обязательно нужно учитывать? – серебро слишком теплопроводно, а значит серебряный чайник обязательно должен быть с изоляторами для ручки (чаще всего это вставки из дерева или кости). Если изолятора нет, вы не сможете даже в руки взять такой чайник!
Именно по этой же причине у чайной или кофейной пары обязательно должен быть фарфоровый вкладыш! Вы не сможете ни в руку взять чашку, ни тем более коснуться губами до нее без фарфора внутри, он будет служить изолятором. Иногда такую пару (чашка – подстаканник и блюдце) называют армуды.

подстаканник серебряный Кубачи

В нашем классическом русском представлении серебряный подстаканник очень часто предмет коллекционирования и его отлично дарить. Популярны и практичны серебряные позолоченные подстаканники Кубачи с хрустальными стаканами.
Все покупки и подарки из серебра конечно замечательны, но мы-то речь ведем об инвестициях в серебро, а значит всегда нужно думать, где как за сколько можно быстро и с выгодой продать столовое серебро. И вот тут-то пробегитесь с вашими ложками по ломбардам, потаскайте столовые сервизы по антикварным магазинам или блошиным рынкам – станет понятно, продать серебро дорого (а именно к этому мы изначально стремимся, покупая серебро) – очень хлопотно.
Если уже набегались – пишите через форму обратной связи – поможем реализовать или выкупим столовое серебро (ложки, вилки, наборы, приборы, сервизы).

Продажа старинного столового серебра 19-20 век

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.

На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.

Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .

Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.