Для чего детям развивающие игрушки и как сделать их своими руками. Как сделать игры для детей? Детские развивалки своими руками

Дидактические игры для детей 3-4 лет позволяют малышу изучать мир вокруг себя, усваивать понятия цвета, формы, пространственных и числовых отношений между предметами. Такие игры лучше всего проводить в небольшой группе деток в детском саду. Так у каждого дошкольника будет лучше усваиваться способность взаимодействовать с остальными детками.

Для детей можно сделать своими руками, которые им будут особенно интересны. Из материалов можно сделать интересные игры, которые становятся популярными в обучении дошкольников. Существует большое разнообразие игр, направленных на усвоение материала.

Дидактические игры для детей 3-4 лет способствуют сенсорному развитию каждого малыша в самых разных областях и отраслях жизни.

Когда во время игры малыш общается с остальными детками и воспитателями или родителями, у него усваиваться навык взаимодействия с людьми и общения с ними. Также малыш получает свои первые знания о цветах, разных формах, величинах, вкусах, звуках, количестве, целом и его частях.

Развивающая дидактическая игра для детей 3-4 лет. Фигуры

Во время игры происходит вербальное общение детей между собой и со взрослыми, пополнение вербального словаря, вырабатывается скорость и четкость речи. Что немаловажно, игры способствуют проявлению художественного и эстетического восприятия дошкольника через развитие сенсорики и мелкой моторики ручек и пальчиков.

Развитие сенсорики очень важно для детей 3-4 лет, так как в этом возрасте – это первый и самый важный жизненный опыт. Если малышу дошкольного возраста не будет хватать сенсорного развития, то в более позднем возрасте эту недостачу будет трудно или невозможно восполнить.

Благодаря сенсорике дети смогут научиться точности восприятия предметов полностью и в виде разделения на части. Именно с изучения предметов и явлений начинается полное восприятие мира в целом. На этой основе будет строиться все последующее запоминание, воображение и мышление.

Умственное развитие детей 3-4 лет опирается на полное и развитое восприятие, это фундамент полноценного обучения. Малыш, который впитал в себя знания о цветах и их оттенках, геометрических формах, величинах, будет в будущем учиться лучше.

Деятельность, которая подходит для детей 3-4 лет и развивает сенсорику – это :

  1. Упражнения с разборными и дидактическими игрушками.
  2. Тренировки ручек различными материалами и веществами.
  3. Вербальное общение с другими детьми и взрослыми.

Осваивая сенсорику, детки смогут легко усвоить признаки разных предметов, и им не придется идти путем ошибок, которые бы они совершали, получая такой опыт стихийно.

Упражнения по развитию речи

Для детей дошкольного возраста существует огромное количество дидактических игр, которые способствуют развитию речи. Мы приведем примеры разных упражнений для улучшения речи, которые будут очень интересными.

Изучаем гласные буквы алфавит для малышей

«Гласные буквы» – упражнение, направленное на то, чтобы проявить и закрепить у детей навык выделения гласных звуков из заданного слова, а также общее развитие речи. Лучше проводить такое упражнение ежедневно, лучше в начале занятий или во время минутки физической нагрузки.

Все очень просто, взрослый должен задать каждому подопечному слово, состоящее из 2-3 слогов, а малыш должен назвать гласные буквы в этом слове.

Интересное упражнение «Волшебный мешочек» позволит развить у деток дошкольного возраста тактильных ощущений и восприятие разных материалов. Инвентарь можно сделать своими руками, для этого нужен мешочек, наполненный игрушками из разных материалов. Детки по очереди достают по игрушке и каждый должен сказать, из какого материала она сделана. Материалы могут быть самые разные, к примеру, дерево, стекло, пластмасса, резина, вата, глина.

«Назови три слова» – забава, которая направлена на улучшение речи и пополнение словарного запаса деток дошкольного возраста. Суть заключается в том, чтобы каждый из деток смог назвать три слова на заданную тему. Чтобы было интереснее, детки должны стать в шеренгу и по очереди отвечать на вопрос, делая шаг вместе с ответом и не замедлять при этом ход движения. Примеры вопросов: «Что нарисовать?», «Кто умеет летать?», «Кто плавает в воде?».

Дидактические картинки по математике

Игры для деток дошкольного возраста по математике позволяют дать детям основное понимание чисел, математических действий в виде сложения и вычитания.

Juicy Math – игра по обучению деток основам математики

Совет : Такие занятия лучше и интереснее проводить, если у вас есть картотека с математическими действиями, так проще будет объяснять задания детям. Математическая картотека может быть сделана своими руками, к этому можно привлечь и детей, это будет познавательно и интересно.

Например, желательно, чтобы ваша картотека имела изображение, где нужно посчитать, к примеру, вес черепах. На каждой черепашке будет написано число, сколько она весит. Нужно сложить цифры, указанные на черепашках и узнать, сколько весят две черепахи. А если эта картотека черно-белая и будет у каждого ученика, ее можно еще и раскрасить.

Еще одним простым и интересным примером станет картотека, где нужно посчитать количество нарисованных птичек и записать число в окошко. Эта картотека тоже может быть распечатана и разукрашена.

Как выбрать форму обучения

Дидактическая игра – это удобный метод обучения дошкольников, который является способом всестороннего обучения. Такие задания способствуют:

  1. Хорошей речи дошкольников 3-4 лет, она становится более ясной и четкой и происходит пополнение словарного запаса и использование новых слов в речи.
  2. Проявлению умственных способностей деток.
  3. Социальному становлению в группе.
  4. Усвоению таких понятий как справедливость, чуткость, сочувствие и так далее.

Существует несколько видов дидактических упражнений :

  1. Настолько-печатные, позволяют быстро и просто ознакомить ребенка окружающим миром. Это может быть картотека животных, сделанная своими руками, или же лото, домино или парные картинки.
  2. Словесные, они способствуют самостоятельному решению дошкольником мыслительных задач.
  3. Предметные, они позволяют детям ознакомиться с формой, цветами, материалами, научат деток проводить сравнение и устанавливать различия.

Форму обучения педагог может выбирать любую, в зависимости от того, чему нужно уделить больше внимания.

По образцам можно сделать подходящие игры малышам своими руками, что будет для них особенно полезным и запоминающимся материалом. Важно обратить внимание на развитие сенсорики, под которой понимаются обучающие меры по улучшению органов чувств. Все это способствует быстрому и эффективному познавательному процессу.

Для малышей детского сада разрабатываются различные игры, которые необходимы для этого возраста. Каждый год появляются новые методы, способствующие быстрому и эффективному обучению дошкольников.

С детьми проводятся игры, способствующие их быстрому усвоению пройденного материала. В дошкольном возрасте необходимы специально разработанные упражнения, способствующие улучшению речевых навыков.

Дидактическая игра “Что без чего?”

Многие педагоги и воспитатели упорно твердят о пользе развивающих игрушек. По сути, такие развлечения направлены на развитие у ребенка какого-то умения или навыка: мелкой моторики, знаний о цветах, размерах, числах и так далее. Для каждого возраста игрушки подбираются индивидуально, ведь то, что интересно годовалому ребенку, вряд ли привлечет внимание пятилетки.

0-12 месяцев

В этом возрасте малыш только осознает свои способности, поэтому важно развивать координацию, умение сосредотачиваться, хватательный рефлекс. Игрушки должны быть яркими, фактурными и легкими: бусы, погремушки, мобили, кольца, тряпичные мячики, развивающие коврики – то, что нужно для ребенка, возрастом до 6 месяцев. Для детей постарше можно подыскать музыкальные игрушки, сортеры, матрешки и так далее. С 9 месяцев можно предлагать перчаточных и пальчиковых кукол, коляски, мягкие книжки, игрушки-вкладыши, кубики и так далее – они направлены на развитие двигательной, речевой активности, а также мелкой моторики.

1-2 года

Сейчас можно давать ребенку игрушки, которые можно разбирать и собирать, к полутора годам предложите чаду предметы, которые можно обобщить по одному признаку: цвету, величине и так далее. К двум годам можно играть в предметные игры – строительные, сюжетные, использовать различные карточки, пирамидки, сортеры, книжки и так далее.

2-3 года

Настало время развивать не только мелкую моторику, но и умения различать мир вокруг. К развивающим игрушкам для этого возраста относятся поделки из бумаги, природных материалов, пластилина, сюжетные и предметные игры на проверку знаний и умений, самодельные карточки, моделирующие ситуации.

3-5 лет

Все возможные игры на изучение чисел, алфавита, времен года, часов, детские настольные игры, паззлы, конструкторы, лото, книжки, развивающие доски и так далее.

Какие подручные материалы можно использовать?

Уважаемые рукодельницы, игрушки своими руками можно изготавливать из различных материалов: лоскутков ткани, пряжи, старой одежды.

С использованием разнообразной фурнитуры (липучки, крупные пуговицы, молнии, кнопки, пряжки, нашивки и так далее – главное, чтобы ребенок не смог их оторвать и засунуть в рот), оберток от конфет, крупы, макарон, колокольчиков, фольги, наполнителей вроде поролона или синтепона и прочего.

Развивающий кубик своими руками: мастер-класс

Для изготовления такого кубика понадобится: 6 равных квадратов ткани разных цветов, синтепон или поролон для наполнения, флизелин, различная фурнитура – пуговицы, ленты, обрывки ткани, брошки и так далее, нитки, швейная машинка.

Из ткани нужно вырезать 6 равных квадратов.

Из флизелина необходимо вырезать квадратики на 1,5 см меньше, чем тканевые. Их прикладываем на ткань и нагреваем утюгом, чтобы флизелин приклеился к основе.

Каждую сторону будущего кубика нужно оформить: сделать из лоскутков аппликацию, пришить бусины, змейки, пуговицы и так далее. Проще всего нарисовать рисунок исчезающим маркером, а потом выложить его на ткани. К примеру, вот так.

Когда с декоративной частью покончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.

Потом пришиваем еще два квадрата.

Все простроченные швы нужно обязательно закрепить, сшивать нужно по контуру флизелиновых граней. Шьем развертку: две грани нужно состыковать, а припуск третьей завернуть внутрь.

В уголке последней грани нужно оставить отверстие: готовое изделие выворачиваем, набиваем синтепоном и зашиваем потайным швом. Также внутрь квадрата можно вложить колокольчик или шуршащую бумагу. Изделие готово!

Шьем развивающую подушку: мастер-класс

Развивающие игрушки – понятие довольно-таки объемное, к ним можно отнести также и подушку, но не обычную для сна, а украшенную объемными аппликациями и деталями – отличное средство для развития мелкой моторики. Подушка «Скворечник» будет интересна детям разного возраста.

Для ее создания нужны разноцветные лоскутки ткани, флизелин или мягкий материал вроде тика, синтепон, тесьма, узкая лента, нитка, иголка. По желанию можно нашить бусины и пуговицы.

Из тика выкраиваем саму подушку в виде домика (2 детали), по краю ее сшиваем, оставляя небольшое отверстие для набивки.

Из яркой ткани шьем наволочку той же формы.

Из двух прямоугольных лоскутов, сложенных вдвое, делаем крышу для скворечника, декорируем ее тесьмой.

В самом каркасе домика вырезаем круглое отверстие, края подшиваем и украшаем тесьмой.

Теперь можно сшить птичку (2 детальки для тельца, 4 детали для крылышек), а также можно сделать яйца (по две овальных детали, сшитых между собой).

В качестве наполнителя используем синтепон, после чего отверстие в тельце зашивается. Прикрепляем к ним ленточку, второй конец ленточки прикрепляем внутри скворечника.

С наружной стороны нашиваем карман, в который и помещаются «обитатели» гнезда.

Наволочку можно сшить вместе или скрепить при помощи молнии – тогда чехол можно будет стирать. В наволочку вкладываем набитую подушку, можно декорировать ее аппликациями и бусинами и начинать игру!

Еще несколько вариантов развивающих подушек:

Игрушки-шнуровки своими руками

У малышей пальчики еще очень неумелые, поэтому выполнять точные движения и координировать свои действия им очень нелегко. Мелкая моторика – это не только развитие определенных участков мозга, но и подготовка руки к рисованию и написанию. Игры-шнуровки – прекрасный тренажер, который можно изготовить самостоятельно безо всяких материальных затрат.

Самый простой способ – вырезать из плотного картона фигурку в виде башмачка, при помощи дырокола сделать отверстия, вооружиться подходящими шнурками и предложить ребенку новую забаву.

Более сложный вариант – игрушки-шнуровки в виде животных или так называемые «пришивайки» с заготовленными деталями и отверстиями: к примеру, дерево с листочками или ежик с яблоками, или веселое солнышко с лучиками.

Развивающие коврики для детей разного возраста

Выбирайте для коврика плотную основу: это может быть ткань с подложкой из синтепона или старое детское одеяло – тогда чаду не будет холодно ползать на полу. Фон можно сделать как однотонным, так и из крупных кусочков, легче всего посадить ткань на клеевую основу – прослужит дольше. Каждый элемент – от пуговицы до обрезка ткани прикрепляем тщательно, чтобы ребенок не смог их оторвать. Лучше всего дублировать пуговицы с изнаночной стороны. Липучки, погремушки, колечки, кулечки с шуршащей бумагой внутри, пуговицы и аппликации – все это подойдет для декора. Кстати, при желании коврик можно и связать – кто на что горазд, как говорится.

Кстати, для детей постарше коврики могут быть тематическими: их можно украсить фигурками животных, цифрами, буквами алфавита или вовсе разделить на 4 части а-ля 4 времени года и декорировать снежинками, листочками и прочей атрибутикой.

По аналогии можно изготовить и развивающие книжки с мягкими аппликациями, главное – чтобы они были яркими и интересными.

Для самых маленьких можно сшить или связать рельефный браслет-погремушку: в виде цветка или забавного животного. Внутрь можно положить шуршащие пакеты или колокольчики.

А вот такой браслет способствует развитию зрения и слуха ребенка, а также координации движений.

Можно сделать и так называемые слингобусы – они также способствуют развитию тактильных ощущений и мелкой моторики. Можно также прикрепить к ним забавные вязанные брелочки. Самый простой способ сделать бусы – обвязать их крючком или спицами, а затем собрать на плотную нитку.

Из подручных материалов можно сделать и развивающий стенд, на нем столько интересного, что можно повернуть, расстегнуть, нажать – масса удовольствия для настоящих исследователей! А заодно можно выучить цвета, цифры, буквы и так далее.

Можно сделать тряпичные подушечки или фигурки и набить их различными крупами – гречкой, риса, фасолью и так далее. Отдайте малышу – пусть перебирает пальчиками: и ему работа, и маме небольшой отдых.

Для детей от 3 лет можно сделать раскраску или аппликацию с листочками дерева, из картона или ткани можно вырезать фигурки, буквы, цифры и так далее и предложить ребенку на ощупь узнать фигурку. Сделайте карточки, конструируйте поделки из спичек, проволоки, полимерной глины, пластилина, из старых киндеров можно сделать лото, из бутылок – кегли, сшейте тряпичные пальчиковые куклы и устройте представление – это нехитрое действо сблизит вас с ребенком и при этом очень полезно для развития крохи!

Период раннего дошкольного развития малыша очень важен. На этом этапе он приобретает навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Чтобы направлять его физическое, эмоциональное, психическое развитие в нужное русло, родители должны обеспечивать его необходимыми нагрузками.

Учитывая возраст, ведущей деятельностью должна стать игра. Причём это должны быть уже не привычные прятки и догонялки, а развивающие игры для детей 3-4 лет, которые доступны родителям даже в домашних условиях, без привлечения педагогов и воспитателей. Каждая из них должна выполнять свою функцию: в игровой форме можно способствовать формированию логики, речи, мелкой моторики, памяти и внимания.

Логика - способность здраво и даже мудро рассуждать.

Без неё человеку очень трудно приходится в жизни. Чтобы способствовать её формированию у малыша, можете подобрать специальные игры для развития детей 3-4 лет, которые смогут научить логическим умозаключениям.

Поварёнок

Выставите на пол все пустые кастрюли, которые только найдёте на кухне, а рядом с ними положите вперемешку крышки.

Цель игры заключается в подборе для каждой кастрюльки своей крышки. Ребенок должен проанализировать, какая крышка больше, а какая меньше, и найти для нее свою посуду.

Родители должны подсказывать ребенку, спрашивая его, какая посудка больше, какого она цвета, из чего она сделана, и т.д. Такая игра поможет ребенку лучше ориентироваться с размерами, цветами, форме.

Листопад

Наберите листья с деревьев, легко угадываемые по контуру, например, дуб, клён, берёза, обрисуйте их границы на бумаге.

Ребёнок должен угадать, какой контур, какому листочку соответствует, не прикладывая при этом последние к рисунку.

Для упрощения задачи, если ребенку только 3 года, можно разукрасить листочки, которые вы нарисовали, тогда можно спрашивать ребенка, где нарисован этот листик, а позже приступать к усложнению без цвета. То же самое можно проделывать не только с листиками, но и с любыми предметами, которые имеют кардинально разные формы.

Фруктовый коктейль

Завяжите малышу глаза и предложите на ощупь угадать известные ему фрукты: грушу, яблоко, банан, апельсин и другие.

Другая разновидность этой игры: нарисуйте эти фрукты сами так, чтобы фрукт был похож на настоящий. Но не используйте фото, ведь рисунок все равно не точно будет передавать картинку.

Третий лишний

Нужны карточки с нарисованными предметами, среди которых один будет лишним. Например, среди чашки, ложки и кружки будет утюг. Ребёнок в процессе развивающей игры должен исключить последний предмет.

Подобные детские развивающие игры на логику хорошо устраивать раз в 2-3 дня, чтобы интеллект малыша не перегружался. А в дни отдыха от мозгового штурма можете заняться речевыми способностями своего чада. И опять вам в помощь - игровая деятельность.

Речевые

Существуют самые разнообразные игры для развития речи детей 3-4 лет, направленные на формирование грамматического строя и пополнение лексического запаса.

Заранее выберите те, которые заинтересуют вашего кроху, а не только окажутся полезными. Причём специалист здесь вовсе не обязателен. Все задания легко выполняются дома с родителями (о нормах и отклонениях речевого развития ребёнка 3-4 лет, можно прочесть в ).

Врединка

Не секрет, что 3-4 года - самый упрямый возраст, и этим обязательно нужно воспользоваться, подыскивая игры, развивающие речь.

В частности, дошкольник должен подбирать простейшие антонимы словам, которые вы ему называете. Например, белый - чёрный, весёлый - грустный, добрый - злой.

Объяснить ребенку, как это делать, можно очень просто. Вспомните случай, когда ребенку было очень весело, например, когда приезжала бабушка. Объясните ребенку эту эмоцию. А потом пусть вспомнит, как он расстроился, когда бабушка уехала домой. Расскажите, что это противоположные эмоции. Чтобы игра проходила веселее, можно строить гримассы, изображая ту или иную эмоцию.

Гримассы помогут и размять мускулы лица, и разогреют интерес ребенку к другим развивающим речь играм.

Дрессировщик звуков

Для чистоты речи нужны развивающие логопедические игры, направленные на коррекцию произношения разных звуков. Повторяйте с малышом те звуки, которые произносят разные животные. Поставьте перед ним задачу максимально точного воспроизведения.

Не стоит сильно налегать на букву «Р». Используйте шипящие звуки змеи, ежика, вой волка, мычание коровы.

Маленький детектив

Это игра, развивающая не только речь, но ещё и внимание. Прогуливаясь по улице, попросите ребёнка описать всё, что он видит. Он должен правильно и грамотно строить свою речь, говорить предложения и замечать малейшие детали и нюансы, которые он видит.

Подобного рода дидактические игры позволяют обогатить словарный запас 3-4-летнего малыша и научить его правильно строить не только предложения, но и связывать их в единое целое - текст. Подобные речевые навыки ему очень пригодятся в школе. Да и на тестировании перед 1 классом ваш ребёнок после таких развивающих игр покажет отличные результаты. Но для достижения успехов на этом поприще не обойтись без мелкой моторики рук, с которой напрямую связан речевой аппарат в мозговой коре.

Пальчиковые для мелкой моторики

Чтобы мелкая моторика рук (нормы и особенности развития мелкой моторики ) не страдала, обязательно проводите дома развивающие игры для детей 3-х лет, и сами активно в них участвуйте.

Ведь именно от этого показателя, как утверждают физиологи, зависит дальнейшее формирование речи у ребёнка. Не упустите этот важный момент.

Волшебный пластилин

Слепите с ребёнком царство из пластилина.

Ежедневно пусть создаёт по 1 герою, параметры которого вы можете задавать сами. При этом пальчики могут тренироваться не только на пластилине, но и на тесте или глине.

Картина из пазлов

Самая увлекательная из всех развивающих мелкую моторику игр - это пазлы, которые содержат мелкие фрагменты. Их нужно соединить в единое полотно. С возрастом детали должны становиться всё мельче и мельче.

Начинайте с 9 пазлов в 3 года, а заканчивайте 200 пазлами в 5 лет.

Рисунки пазла тоже не должны быть слишком сложными или незнакомыми. Если ребенок любит смотреть мультик про Фиксиков, купите пазл с фиксиками. Так ему будет и больше нравиться эта игра, и понятнее будет собирать картинку.

Рисование

Правильный захват карандаша, нажим на него, ровность изображаемых линий - всё это присутствует в рисовании. Так что раскраски - ещё один важный вид развивающей игры для данного возраста. Причём с ними ребёнок должен заниматься ежедневно.

Важно именно следить за ребенком, как он рисует. Если малыш просто будет водить карандашом во все стороны, не задумывая, то такое занятие вряд ли можно назвать развивающей игрой. Важно фокусировать его внимание на том, как он держит карандашик или ручки, как он на него давит. Использовать фломастеры в самом начале не стоит.

Эти простые, но очень полезные развивающие игры для детей 3-4 лет помогут сформировать мелкую моторику рук без отклонений и подготовить малыша к школе должным образом. При этом не забывайте про память, которую тоже нужно начать тренировать уже в раннем возрасте.

Для развития памяти

Существуют специальные игры на развитие памяти для детей 3-4 лет, что в дальнейшем позволит ему усваивать большие объёмы школьного материала. От этого будут зависеть и успехи в обучении.

Супермаркет

Дайте ребёнку задание сходить в виртуальный магазин и купить ряд продуктов и вещей. Каждый раз, отправляя его в супермаркет, увеличивайте список.

Проговаривайте: нам нужно сварить суп, купи, пожалуйста, картошку, капусту и мясо. После этого ребенок должен принести именно эти продукты. Если он принес не то, что нужно, или один что-то забыл, важно помочь ему наводящими вопросами.

Можно купить готовую игру в магазине, а можно самим смастерить разные продукты.

Чистюля

Дайте ребёнку осмотреться в комнате, пусть запомнит, насколько сможет, расположение вещей. Потом он выходит, и вы меняете местами некоторые предметы. Зайдя к вам, малыш должен угадать, что изменилось.

Игру можно немного упростить, раскладывая разные предметы в ряд. Ребенок должен тоже запомнить их расположение, а вы должны или убрать предмет, или поменять предметы местами друг с другом. Ребенок должен будет указать, что изменилось в ряду.

Художник

Нарисуйте при нём несложный узор. Пусть он его рассмотрит как следует. Затем уберите картинку и попросите его воспроизвести её самому.

Можно сделать развивающие игры для детей 3-4 лет своими руками, а можно купить уже готовые, настольные. В них ребёнок будет с удовольствием играть ежедневно.

Настольные

Современные развивающие настольные игры для детишек 3-4 лет отличаются увлекательностью и разнообразием. Убедитесь в этом сами.

Весёлые пираты

Здесь предполагается работа с карточками на внимательность. Каждого пирата нужно суметь посадить на свой корабль, анализируя его атрибуты и одежду.

Суть игры такова: игрок бросает кубики, ему выпадает определенная комбинация, например, синий цвет, 3, девочка. Это значит, что нужно найти 3 синие карточки, где нарисована девочка.

Микадо

Настольные домашние игры вроде этой хороши тем, что собирают по вечерам всю семью. В колечко вставляются разноцветные палочки, которые нужно по одной выдёргивать из снопа так, чтобы остальные не развалились.

Такая игра тренируется внимательность, развивает усидчивость. Больше подойдет для детей 4 лет, все-таки малышам помладше сложно усидеть на месте столько времени.

Лягушечьи бега

Ещё одна настольная игра, развивающая координацию и мелкую моторику. Маленьких лягушат нужно загнать в одну большую лягушку, нажимая пальчиком на их хвостики.

Для полноценного формирования личности родители обязательно должны устраивать игры для развития ребенка в 3-4 года, чтобы в процессе он мог познавать жизнь. Примеряя на себя различные роли, принимая решения, увлекаясь и создавая свой мир в развивающей игровой деятельности, дошкольник будет всесторонне прогрессировать, тренируя свои высшие психические функции. Это позволит ему в будущем уверенно шагать по жизни и добиваться во всём успехов.

В апреле я пополнила свою копилку идей развивающих игр, сделанных своими руками. Мне посчастливилось попасть на удивительное мероприятие, организованное сайтом «Родная тропинка» : встречу-игротеку с Татьяной Александровной Барчан. У нее необычная история: биохимик по профессии, она работала в НИИ и не думала, что станет придумывать и создавать развивающие игры для детей своими руками. Но все сложилось по-другому: Татьяну попросили позаниматься с одаренными ребятами 6-7 лет, с этого и началась карьера педагога и изобретателя развивающих игр. Сейчас Татьяна руководит Центром образования и творческого развития «Ребус» , является автором множества игр, которые были признаны специалистами одними из лучших (знак качества «Детские психологи рекомендуют»).

Развивающие игры своими руками

1) Коробка с дорожками для магнита . Смысл в том что для игры нужно два магнита: один побольше, его убирает под но коробки (с другой стороны), второй — поменьше, он будет ходить по игровому полю. Маленький магнит мы перемещаем с помощью большого, который при этом не виден. Чудо чудное для малышей.

В качестве «игрового поля» берем небольшую коробку из-под конфет (чтобы ребенку было удобно держать в руках), добавляем дорожку, препятствия, другие элементы. Как вариант игровой ситуации: машина едет по делам, надо заехать на заправку (какой элемент), потом через мост на автомойку (следующий элемент) и т.д.

2) Косточка для собачки. Нужны несколько коробочек, разные по размеру, обклеены разной цветной бумагой. Есть собачка, которая ищет косточку (легко меняем на персонажа, который есть в наличие у вас дома). Косточку прячем в одну из коробок и даем подсказку: «косточка в коробке между синей и красной» или «в коробке над желтой». Для старших детей можно посложнее «не в красной, но выше синей». Высший пилотаж — пусть ребенок спрячет кость и загадывает такую задачку вам.

3) Простая модель термометра . Все гениальное — просто! Вырезанный прямоугольник из картона, подписаны цифры, вдета обычная резинка, часть резинки — прокрашена. Дергает с другой стороны за резинку — температура на термометра растет, тянем в другую сторону — падает.

4) Другой взгляд на паззлы для малышей: разрезать не прямоугольную картинку, а круг по секторам. Такую мозаику собрать с одной стороны сложнее, с другой — проще. В любом случае полезное разнообразие для тренировки внимания и мышления.

5) Детская библиотека . Берем 12 одинаковых коробочек, делаем их одного цвета, наклеиваем цифру на корешок и картинку на обложку. Кстати, старый календарь можно использовать в качестве источника цифр для такого и других пособий. Все книжки хранятся в большой коробке на 12 книг. Вариантов игр с такой библиотекой — масса. Можно заниматься развитием речи, угадывая по картинке на обложке, о чем эта книжка, что там за сюжет, что за история. Можно тренировать числовой ряд: собирать книжки по порядку, находить, какой книжки не хватает, составлять в обратном порядке, просить подать «следующую за пятой» и т.п. Как только найду подходящие коробочки — обязательно сделаю нам такую «библиотеку».

6) Лото на разницу между плоскими и объемными фигурами. Для этого понадобятся листы для заполнения и собственно объемные фигуры. Татьяна делала их сама из специальной массы для лепки. Задача игроков определить, на какую фигуру похож вытащенный из мешочка предмет (пуговица — круг, мячик — шар и т.п.). Очень полезно все геометрические понятия пропустить через руки, ощупать в прямом смысле этого слова.


7) Задачки на сравнение. Татьяна предлагает интерпретировать знак «больше» и «меньше» как стрелочку, которая всегда указывает на маленького, на малыша и рекомендует начинать с пар: мама-малыш. Мне очень нравится такая позитивная «стрелочка», потому что обычно предполагается представить крокодила, который ест тех, кто меньше. Сначала играем с полноценной стрелочкой: от мама-малыш переходим к количеству предметов, потом к цифрам. Дальше стрелочка «теряет» палочку и остается знак «больше»/»меньше» в привычном нам виде. Дальше продолжаем играть с карточками уже с обычным знаком.

8) Игра «Капризный покупатель» . Официально разрешаем малышам капризничать 🙂 Для игры нужно много разных фигур разного цвета. Это товары в магазине, куда приходит капризный покупатель. У него на карточке указано, что он хочет купить, но примерно так: не красное, не круглое, но квадратное. Нужно убрать те карточки, которые не нравятся покупателю и оставить только те, что подходят по критериям. Малыши таким образом постигают основы теории множеств, сами того не замечая.

Я показала вам только небольшую часть игр, которые мы обсуждали на игротеке (только те, где у меня есть фото). Видно, с какой тщательностью и любовью к детям сделаны все пособия. Помимо идей развивающих пособий, Татьяна щедро делилась игровым опытом, советами по организации игры, изготовления долговечных игрушек (ее собственные творения прошли через руки множества детей на протяжении нескольких лет), особенностями освоения математики, чтения, педагогическими хитростями. Татьяна поразительно увлеченным человек, после игротеки все участники вышли с горящими глазами и полными пакетами покупок, т.к. помимо самодельных игр есть уже множество «готовых к употреблению» игр. Я в полном восторге от некоторых приобретений, Паша тоже 🙂

Я настолько загорелась после игротеки, что уже через пару дней сделала одну из игрушек, попозже напишу мастер-класс. Сейчас, пока писала эту статью, снова руки чешутся что-то пойти и смастерить.

А что вам понравилось больше всего из предложенных идей?

Развивающие игры для малышей своими руками

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 г. Няндома Архангельской области.
Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию развивающие игры, которые Вы можете сделать своими руками для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Они очень просты в исполнении, но многофункциональны в применении. Данный материал также могут использовать родители для игр с детьми в домашних условиях.

«Массажная рукавичка»
Цель:
Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, отработка цвета и формы.
Для изготовления рукавички Вам понадобится: перчатка, пуговицы разного цвета и формы, нитки и иголка.
Изготовление:
Пришить в хаотичном порядке к рукавичке пуговицы.
В чем смысл игры?!
1. Детки любят, когда им делают массаж, специально подставляют спинки, а также им нравится делать массаж взрослому самостоятельно. Все действия производятся через одежду.
2. На перчатке нашиты пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, разного цвета. При помощи перчатки Вы можете с детьми отработать цвет и форму, спрашивая, «Какого цвета пуговка», «Найди все пуговки красного или любого другого цвета», «Найди все круглые (квадратные, треугольные) пуговки» (или похожие на круг, квадрат, треугольник).
3. Покажите ребенку пуговку, предположим, желтого цвета, и попросите его вспомнить «Что бывает желтого цвета, пока я делаю тебе массаж спинки».

«Детский тренажер для пальчиков»
Цель:
Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, формирование правильного хвата горошины тремя пальчиками.
Вам понадобится: стаканчик с закручивающейся крышечкой, я покупала такой в аптеке, горох (более безопасно) или пульки для пистолета, шило.
Изготовление:
В крышке стаканчика проделать отверстия шилом, размер подогнать под горох или пульки, но так, чтобы нужно было приложить некоторые усилия для проталкивания горошины в отверстие.
Смысл игры в том, что дети тренируют захват пальчиками горошины, что, в свою очередь, формирует правильное держание карандаша и ручки в будущем. Затем, дети прикладывают определенные усилия для проталкивания горошины в отверстие, это тренирует крупную и мелкую моторику. А с детьми постарше можно посчитать, сколько горошин попало в баночку.
Могу сказать по опыту, малышей не оторвать от такого занятия, даже чрезмерноактивных.

Игра «Разложи по цвету и форме»
Цель:
Отработка цвета и формы, развитие умения слушать взрослого.
Вам понадобятся: банки под сыпучее с разноцветными крышками, нож, кубики или шарики цвета крышек.
Изготовление:
Вырежьте в крышке банки отверстие по размеру кубиков или шариков.
Ход игры:
Выложить и перемешать все кубики (шарики) на столе, задача детей разложить все предметы по цвету в банки.
Эта игра учит детей держать инструкцию, т.е. выполнять задание по указанию взрослого. Дети часто забывают, как нужно раскладывать кубики, увлекаясь процессом, и перемешивают цвета в банке, но после нескольких заходов выполняют задание без ошибок.

Игра «Бусины» и «Цветные трубочки»
Цель:
Развитие цветовосприятия, зрительной памяти, мелкой моторики.
Вам понадобятся крупные бусины разного цвета или корпуса от фломастеров, мягкая проволока или шнурки, баночка под бусины и корпуса.
Ход игры:
1. Предложите детям собрать бусы так, как они хотят.
2. Предложите собрать на проволоку или шнурок бусины (корпуса) одного цвета.
3. Бусины или корпуса разного цвета.
4. Бусины или корпуса нанизывать, чередуя цвет, например белый – желтый, затем постепенно добавляя третий цвет.




Если Вы уже знакомы с игрой «Разноцветные крышечки», выложенные в моем блоге, то эти игры являются их предшественницами, которые положили начало целой серии игр с цветными крышками от лимонада.

Игра «Чудо шарики»
Цель:
Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, закрепление названий наполнителя.
Вам потребуются: коробка для хранения «чудо шариков», обычные надувные шарики, наполнитель (манка, горох, фасоль, греча, мелкие рожки).
Изготовление:
Наполнить шарики разной группой, бобовыми, макаронами достаточно плотно и перевязать хвостик ниткой.
Смысл игры:
1. Дети берут в руки шарики, ощупывают и перебирают наполнитель (развивают мелкую моторику)
2. Детям предварительно дают потрогать крупу, фасоль, макароны, а затем, шарики с наполнителем. Задание: нужно угадать, что в нем находится. Задание на сообразительность, развитие мелкой моторики, тактильной памяти.

Игра «Самый меткий»
Цель:
Развитие ловкости рук.
Вам понадобится пластиковая бутылка, ножницы, шило, самоклейка для оформления, шнурок, контейнер от киндер сюрприза.
Изготовление:
Разрезать пластиковую бутылку напополам, сделать в крышке от бутылки и в основании киндера отверстие шилом, вставить шнурок одним концом в отверстие крышки и завязать узелок, другим концом вставить в отверстие в киндере и тоже завязать шнурок. Затем самоклейкой обклеить края обрезанной бутылки и немного облагородить ее стенки. Последнее, что нужно сделать – закрутить крышку на бутылку.
Ход игры:
Бутылку держим обрезанным концом кверху, шнурок спускается вниз с киндером на конце. Ребенок берет в руки бутылку за горлышко, цель: поймать киндер в бутылку.


Игра «Задуй гол».
Цель:

Вам понадобится: крышка от любой коробки из под обуви, самоклейка, 2 баночки из под сметаны, йогурта или теста для лепки, нож, кусочек ватки (пенопласт, перышко и др.)
Изготовление:
Крышку коробки обклеить внутри самоклейкой, сделать разметку, как на футбольном поле, из баночек сделать ворота, слегка врезав их в коробку.
Ход игры:
Детям можно сказать, что они футболисты и им нужно задуть гол в ворота соперника, роль мяча может играть кусочек ваты, поролона, перышко и другие легкие материалы.


Игра «Обойди препятствия»
Цель:
Развитие органов дыхания и артикуляции.
Вам потребуются: трубочки от сока или ватные палочки, крышка от коробки из под обуви, кусочек ваты или горошина, самоклейка.
Изготовление:
Крышку обклеиваем внутри самоклейкой, на дно приклеиваем или пришиваем трубочки из под сока или ватные палочки.
Ход игры:
Ребенку предлагается дуть на кусочек ватки или горошину и обвести их вокруг препятствий в виде трубочек (палочек).



Уважаемые коллеги, Вы ознакомились с развивающими играми, изготовленными своими руками. Буду рада, если кому - нибудь пригодятся данные идеи для работы! Спасибо за внимание.