Открытое занятие по лепке из тсветного соленого теста. Занятие по лепке из соленого теста: «Посуда для гостей Урок лепка из соленого теста

Конспект занятия по лепке для детей 8 лет

Разработка занятия детского объединения «Азбука творчества»
"Лепка из соленого теста. Игрушки - зверушки"

Тема раздела: Лепляндия (лепка из пластилина, соленого теста, глины)

Тема подраздела: Лепка из соленого теста

Тема занятия: Лепка фигурки конструктивным методом на основе объемной формы (1 час)

Тип занятия: занятие комплексного использования знаний.

Обучающиеся: группа второго года обучения, 8 лет.

Цели занятия:
-по содержанию: продолжить знакомство с таким видом декоративно-прикладного творчества, как лепка из соленого теста, его историей, особенностями приемов работы;
-по способу работы: закрепить навыки лепки из соленого теста, научиться лепить объемную фигурку конструктивным методом.

Целевые ориентации:
Дидактические:
- развитие интереса к декоративно-прикладному творчеству через приобщение к народному промыслу, знакомство с его традициями,
- создание условий для развития духовных, эстетических и творческих способностей учащихся;
- расширение кругозора, познавательная деятельность;
- применение ЗУН в практической деятельности.

Воспитывающие:
- воспитание общительности, умения работать в коллективе, сотрудничества, дружеских отношений с членами детского объединения;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, умения организовать своё рабочее место;
- способствование развитию чувства эмпатии – сопереживания, желания нести радость людям.

Развивающие:
- развитие внимания, памяти, самостоятельного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- развитие мелкой моторики, координации и тактильных ощущений рук;
- развитие фантазии, воображения, самостоятельного мышления, творческого подхода к поставленным задачам.

Образовательные:
- закрепление ранее полученных знаний о лепке из пластилина;
- продолжение знакомства с новым видом прикладного творчества, его историей, особенностями лепки из соленого теста;
- освоение навыков работы с соленым тестом.

Методы обучения: вербальный, наглядный, практический.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная.

Задачи занятия:
- продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном
творчестве;
- обеспечить освоение приемов работы с соленым тестом;
- развивать навыки и умения лепки из различных материалов;
- развивать навыки безопасного труда при работе с режущим и колющим инструментом;
- развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Методы мотивации и эмоционального стимулирования:
доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех.

Методы организации познавательной деятельности:
беседа, проблемные вопросы, связь с жизнью, самостоятельная работа.

Методы организации практической деятельности:
рекомендации педагога, самостоятельная работа.

Методы контроля и коррекции:
наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.

Результаты обучения:
Личностные:
- повысить значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной творческой деятельности;
- развивать фантазию, воображение, способность к созданию художественного произведения;
- учиться давать эстетическую оценку своим работам и работам других людей.
Метапредметные:
- учиться планировать свою практическую деятельность (последовательность, время, результаты);
- развивать навыки самостоятельного труда;
- учиться высказывать и отстаивать свое мнение;
- учиться правильно оценивать и анализировать результат собственной творческой деятельности;
- развивать внимание, глазомер, цветовые ощущения, мелкую моторику, координацию и тактильные ощущения рук, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные:
- продолжить знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества;
- продолжить знакомство с историей лепки из соленого теста, особенностями этого вида творчества;
- развивать владение приемами лепки;
- научиться приемам лепки из соленого теста конструктивным способом.

Наглядный и дидактический материалы:
Индивидуальный: объемные формы из соленого теста.
Общеклассный: презентация «Лепка из соленого теста», памятки и слайды «Правила безопасной работы со стекой», «Гигиенические требования при работе с пластилином, соленым тестом, глиной и полимерной массой», образцы изделий из соленого теста и пластилина.
Литературный ряд: Хананова И.Н. Солёное тесто [Текст] / И. Н. Хананова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Музыкальный ряд: спокойные инструментальные мелодии.
ИКТ-оборудование:
Общеклассное: компьютер, проектор, экран.

Материалы для практической работы: соленое тесто, стеки, клеенки, влажные губки, кисточки.

Ход занятия

1.Организационный этап (2-3 мин)
Проверка отсутствующих.
Проверка готовности к занятию.
Проверка готовности и организации рабочего места.
Приветствие обучающихся.
Вступительное слово педагога:
Здравствуйте, ребята!
Мы с вами продолжаем путешествие по Волшебной Планете Творчества! И сегодня мы будем лепить, но не из пластилина, а совершенно из другого материала. Угадайте, что у меня в руках! Тесто!

Деятельность обучающегося: Проверить готовность рабочего места.
Приветствовать педагога.
Результаты этапа: Демонстрация готовности к занятию, правильно организованное рабочее место, проверка наличия всех материалов.
2. Подготовительный этап (1-2 мин) Актуализация и мотивация знаний
2.1. Актуализация знаний, введение в тему урока.
Сегодня мы продолжим знакомиться с таким видом декоративно-прикладного творчества как лепка из соленого теста.
2.2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.
На этом занятии вы научитесь лепить объемную фигурку конструктивным способом. Что это значит?
2.3. Демонстрация образцов изделий из соленого теста
Эти фигурки вылеплены из соленого теста и пластилина, потрогайте их, рассмотрите. Чем они отличаются?
Деятельность обучающегося: Вспомнить, что такое лепка конструктивным способом (лепка отдельных элементов с последующей сборкой изделия).
Рассмотреть представленные образцы фигурок, ответить, чем они отличаются.
Результаты этапа: знакомство с представленными образцами фигурок, описание свойств поделок из соленого теста, сравнение с поделками из пластилина.
3. Основной этап
3.1. Знакомство с новым учебным материалом (8-10 мин)
Демонстрация презентации «Лепка из соленого теста»
Контрольные вопросы:
Из чего изготавливается соленое тесто?
Какие особенности лепки из теста вы запомнили?
Как можно высушить фигурку из соленого теста?

Демонстрация этапов лепки фигурки
Внимательно следите за последовательностью лепки фигурки, запоминайте и спрашивайте, если что-то непонятно.
Деятельность обучающегося: Посмотреть презентацию, выслушать комментарии педагога, запомнить новый материал, ответить на вопросы педагога. Внимательно наблюдать за показом последовательности лепки фигурки, запомнить, задавать вопросы.
Результаты этапа: Знакомство с новым учебным материалом, правильные ответы на вопросы педагога, запоминание последовательности лепки фигурки.
3.2. Практическая работа
Повторение правил безопасной работы со стекой и гигиенических правил во время лепки (2 - 3 мин).
О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? Какие правила гигиены соблюдаются во время лепки? Посмотрите на плакаты на доске и ответьте.
Можете приступать к работе.
Чтобы вам было приятнее работать, я включу музыку.

3.3. Изготовление фигурки (25 -27 мин)
Педагог следит за работой учащихся, дает рекомендации, помогает.

4. «Панда - зарядка» (физкультминутка через 20 минут после начала занятия)

Деятельность обучающегося: Вспомнить правила техники безопасности при работе со стекой, гигиенические правила во время лепки. Лепить фигурку конструктивным способом. Выполнить упражнения зарядки.
Результаты этапа: Знание правил безопасности при работе со стекой и гигиенических правил во время лепки. Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, достижение хорошего качества фигурки, аккуратности. Проявление фантазии, воображения. Выполнение упражнений зарядки, отдых.

5. Контрольный этап (3-5 мин)
Определение уровня и качества приобретенных знаний и навыков, устранение недостатков (в случае необходимости).
Проверка изготовленных фигурок, обсуждение, рекомендации по устранению недостатков.
Педагог вместе с воспитанниками рассматривает фигурки, дети обсуждают, дают оценку работе каждого учащегося.
Деятельность обучающегося: Проверить правильность и аккуратность, качество работы, соответствие задуманному образу.
Оценить свою работу, проанализировать, что получилось, а что нет.
Наметить действия по устранению недостатков.
Оценить работы других учеников, проявляя такт и дружелюбие.
Результаты этапа: Оценка своей работы, выявление недостатков, определение путей их исправления. Высказывание своего мнения о качестве работы учащихся детского объединения, проявление такта и дружелюбия.

6. Итоговый этап (2-3 мин)
Анализ эффективности занятия
Рефлексия
Итог урока. Общая оценка и обсуждение работы группы
Чему вы научились?
Что получилось, а что нет?
Что вызвало трудности?
Понравилось занятие?
Что понравилось?

Задание для подготовки к следующему занятию.
На следующем занятии мы будем раскрашивать фигурки. Для этого понадобятся: краски, кисточка, банка с водой, салфетки, клеенка.
Уборка рабочих мест.
Заключительное слово педагога.
Дорогие ребята, спасибо за занятие! Вы прекрасно справились с практическим заданием, проявили творческие способности, дружелюбие, взаимовыручку и тактичность! Все – молодцы!
Деятельность обучающегося: Оценить занятие, сделать выводы, подвести итоги. Запомнить, что будет необходимо для следующего занятия. Навести порядок на рабочем месте.
Результаты этапа: Оценка знаний, умений и навыков, полученных в результате занятия. Знакомство с материалами и инструментами для следующего занятия. Уборка рабочего места.

Мастер-класс «Фигурка из соленого теста»

1. Рецепт соленого теста:
Мука – 1 стакан, соль «Экстра» - 1 стакан, клей ПВА – 1 столовая ложка, масло подсолнечное или детское «Джонсон Бэби» - 1 чайная ложка, вода – количество произвольное, зависит от качества муки (добавлять понемногу, пока тесто не станет эластичным как пластилин).


Тесто хранить в холодильнике плотно завернутым в пищевую пленку не более двух дней!
2. В качестве основания можно использовать пластиковый стаканчик, предварительно срезав край.

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия как маленьким непоседам, так и взрослым дядям и тетям. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интерес...

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия как маленьким непоседам, так и взрослым дядям и тетям. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины, излучающие тепло рук мастера и домашний уют.

  • Поделки из соленого теста

Видео-каталог работ и идей для лепки

Чтобы создать настоящий шедевр придется хорошенько постараться, но освоить тестопластику под силу абсолютно каждому, тем более что эта техника не требует наличия каких-либо уникальных способностей и дорогих материалов. Если задаться целью, все необходимое можно отыскать, не выходя из дома, было бы желание. Для деток изготовление поделок из соленого теста станет не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает.

Как приготовить соленое тесто для лепки

Практически каждый мастер пользуется своим уникальным рецептом теста, поэтому сегодня мы предложим сразу несколько рецептов. Все рецепты хороши, но каждый хорош по-своему. Один больше подойдет для мелких изделий, другой – для крупных, третий годится для работы с детьми. Поэкспериментировав с разными компонентами, вы сможете определиться с оптимальной рецептурой.

Рецепты соленого теста

Первый вариант: универсальное тесто

  • 1 стакан соли
  • 1 стакан пшеничной муки
  • 1 ст.л. растительного масла
  • полстакана воды

В большую миску всыпаем стакан соли и стакан муки. Перемешиваем ложкой. Вливаем полстакана воды и столовую ложку растительного масла. Перемешиваем ложкой и вымешиваем руками до однородного состояния, как и обычное тесто. Чтобы масса получилась более пластичной, воду заменяем киселем из крахмала. Для приготовления киселя столовую ложку крахмала растворяем в 1/2 стакана холодной воды. В маленькой кастрюльке еще один стакан воды доводим до кипения. Помешивая, вливаем в кипящую воду раствор крахмала. Когда содержимое кастрюльки станет прозрачным и загустеет, выключаем огонь, даем киселю остыть, а затем вместо воды добавляем его к смеси муки с солью.

Если тесто получится слишком мягким, на дне миски смешиваем столовую ложку соли со столовой ложкой муки. Прижимаем ком теста к смеси и замешиваем. При необходимости повторяем процедуру.

Второй вариант для простых моделей

  • 200 грамм муки
  • 200 грамм соли
  • 125 миллилитров воды
  • (прежде чем добавить в тесто, клей необходимо развести в теплой воде до консистенции сметаны)

Третий вариант для крупных моделей

  • два стакана муки
  • один стакан соли
  • 2/3 стакана воды

Может понадобиться немного больше воды, ее количество зависит от сорта муки. По плотности тесто для лепки должно напоминать размягченный пластилин. Для приготовления теста в горячую воду высыпаем соль, ждем, пока соль полностью раствориться, а вода остынет. Добавляем муку (вполне подойдет и второй сорт) и тщательно вымешиваем тесто.

Крепкое соленое тесто для плиток и плат

  • 200 грамм муки
  • 400 грамм соли
  • 125 миллилитров воды
  • 2 столовые ложки клея для простых обоев

Пятый вариант: соленое тесто для тонких работ

  • 300 грамм муки
  • 200 грамм соли
  • 2 столовые ложки клея для простых обоев
  • 4 столовые ложки глицерина

Чтобы в готовом изделии не попадались кристаллики, а поверхность получилась гладкой, соль для приготовления теста должна быть мелкого помола. Если под рукой оказалась только крупная соль, перед замесом теста ее следует перемолоть в кофемолке или развести указанным в рецепте количеством воды. Лучше выбирать недорогие сорта муки без эмульгаторов, разрыхлителей и прочих добавок.

Готовое тесто оборачиваем пленкой, чтобы не пересохло, и на несколько часов отправляем в холодильник. Это сделает тесто более эластичным и во время лепки с ним будет легче работать, и оно не будет ломаться по бокам.

Для работы с детьми выбирайте рецепты без содержания клея.

Неокрашенное тесто будет иметь светло-бежевый цвет. Чтобы придать изделию теплый хлебный оттенок, берем по половине пшеничной и ржаной муки от указанного в рецепте количества. Использовать одну ржаную муку нежелательно, поскольку тесто получится твердым, неэластичным и будет крошиться.

Используя акварель или гуашь, расписывать можно либо готовые фигурки, либо окрасить тесто еще на этапе замеса. Для окрашивания теста отлично подойдут гуашевые краски, пищевые красители или натуральные продуктовые красители: фруктовые и овощные соки (свекольный, морковный сок, сок петрушки), какао, кофе. Тесто разных цветов хранится в отдельных целлофановых пакетах или баночках. Точно также как и краски, куски окрашенного теста можно смело смешивать для получения нужного оттенка:

  • синий + белый = голубой
  • голубой + желтый = зеленый
  • зеленый + синий = изумрудный
  • синий + розовый = фиолетовый
  • белый + красный = розовый
  • желтый + красный = оранжевый
  • зеленый + красный = коричневый

Поделки из соленого теста

Пока тесто охлаждается и доходит до нужной кондиции, можно подготовить рабочее место и все необходимое для лепки. Прежде всего, освобождаем от посторонних предметов стол и застилаем его клеенкой. Также нам может понадобиться:

  • рабочая доска для раскатки теста (можно воспользоваться куском плотного картона, сверху покрытым листом фольги для запекания)
  • скалка (можно заменить гладкой бутылкой)
  • нож с тонким лезвием
  • картон
  • карандаш
  • кисточка
  • нити мулине
  • алюминиевая фольга
  • различная мелочевка: пуговицы, пробки, спички, монетки – для создания рельефных поверхностей; бисер, крупа, фольга – для украшения.

Для лепки из теста в ход идет практически все: пуговицы и ткани для фактурных отпечатков, различные семена и крупы для оригинальных орнаментов, засушенные цветы, свежие рельефные листочки, веточки и т.п. Ткани и предметы слегка смачиваем растительным маслом перед отпечатыванием, чтобы они не прилипали к тесту. Красивые пуговицы, камешки, стеклышки, стеклярус, бисер, лоскутки и кружева, нити и цепочки можно не только отпечатывать, но и «впечатывать» прямо в тесто. Если вы будете обжигать свои изделия в духовке, следите, чтобы бисер был не пластмассовым, а стеклянным, а нитки – не из синтетики.

Поскольку на воздухе тесто очень быстро сохнет, на рабочем столе его необходимо держать в плотно закрытых баночках. Каждый раз необходимо брать ровно столько теста, сколько необходимо, а излишки сразу же складывать обратно.

С тестом можно работать несколькими способами. Во-первых, можно раскатать пласт теста, вырезать из него разнообразные плоские фигурки, а затем составить из них композицию. Однако чтобы получилось объемное изделие, отдельные детали лучше вылепить, а затем соединить их в задуманную композицию. Места стыка смачиваем с помощью кисточки и аккуратно прижимаем пальцем. Присоединить голову к туловищу поможет зубочистка.

Чтобы создать картину или табличку на основе платы, сначала раскатываем тесто толщиной один-полтора сантиметра, вырезаем из него нужную форму, даем ей несколько дней подсохнуть и лишь после этого наносим остальные детали, в качестве клея используя то же самое соленое тесто, разведенное до кашеобразного состояния. Свежие детали скрепляются с помощью кисточки и воды.

Чтобы смастерить симпатичную рамочку, сначала можно начертить на картоне эскиз, затем вырезать его и облепить тестом, а когда он немного обсохнет, приделать мелкие детали.

При работе с объемными вертикальными фигурами следует использовать проволочный каркас. Внутрь больших объемных изделий можно вкладывать плотно сформированные шарики из фольги для выпечки, коробочки или баночки, тщательно затянутые тестом, чтобы не осталось дыр и трещин. В этом случае для изготовления изделия потребуется меньше материала, при сушке оно не будет деформироваться и значительно быстрее высохнет.

Если после работы у вас осталось неиспользованное тесто, заверните его в клеенку или полиэтиленовый пакет и положите в холодильник. Это позволит тесту не высыхать и не портится в течение нескольких месяцев.

Сушка, обжиг, раскраска и лакировка

Чтобы изделия из теста приобрели прочность, их нужно высушить на воздухе или обжечь в духовке. Первый вариант займет довольно много времени, поскольку при воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно. При хорошей погоде за один день изделие просушится всего лишь на несколько миллиметров. На батарею поделки из теста лучше не класть, потому как велика вероятность, что они просто потрескаются.

Лучше использовать комбинированный метод – сначала немного подсушить изделие на солнце, а затем обжечь в духовке. Запекать изделие нельзя! Оно должно не печься, а сушиться при самой низкой температуре, дверца духовки при этом должна быть слегка приоткрытой. В таком режиме обжигать изделие следует полтора-два часа, пока оно не зарумянится, а тесто не затвердеет. В случае перегрева, на фигурке появятся пузырьки и трещины.

После сушки или обжига изделия из соленого теста можно раскрашивать и покрывать лаком. Для раскраски можно использовать акриловые краски, но лучше всего подойдет художественная гуашь с добавлением небольшого количества клея ПВА. Эта смесь после высыхания придаст изделию легкий блеск и не будет прилипать к рукам. Для лакировки отлично подойдет акриловый лак, он нетоксичен, водорастворим и сохнет всего 6-8 часов.

Мастер-класс по изготовлению веселых котов

Искусство создания фигур из теста известно с давних времен. Еще в Древнем Риме из теста делали фигурки идолов для проведения религиозных обрядов. Широкое распространение этот вид деятельности получил в ХІХ веке.

В бедных семьях из теста изготавливались фигурки для украшения рождественской елки. Чтобы тесто не уничтожалось грызунами, в него добавляли большое количество соли. Потом ремесло было почти забыто. А в 20-х годах ХХ столетия оно возродилось как художественный промысел.

Если говорить о лепке вообще и, в частности, о лепке с детьми дошкольного возраста, то следует отметить огромное значение мануальных действий на развитие мозга. Это бесспорные факты, но мне хотелось бы озвучить эмоциональную, эстетическую сторону этого вида деятельности.

Многие педагоги и родители, недооценивая значения лепки, не придают большого внимания просьбам ребенка что-то полепить.

.

Если в лепке из пластилина ребенок ограничен в выборе цвета, то при лепке из теста открываются широкие возможности для проявления его творческих способностей. Можно изготовить фигурку из неокрашенного теста, а затем расписать ее. Можно приготовить уже окрашенное тесто и после высыхания внести дополнительные детали окрашивания.

Вообще, не только в стенах дошкольного учреждения, но и увлекательное занятие для всей семьи. При помощи соленого теста можно поздравить друг друга, сделать украшения для кухни, детской комнаты, дачи.

Работая с детьми логопедической группы, имеющими общее недоразвитие речи, я на собственном опыте убедилась во взаимосвязи моторики рук с развитием речи. В процессе работы идет активное речевое общение и с воспитателем, и со сверстниками.

Сосредоточив свое внимание на поделке, ребенок имеет возможность проговаривать свои действия. И даже когда задана какая-то общая тема, каждый стремиться внести свои коррективы. Лепка из соленого теста может и должна иметь место не только на занятиях, но и в свободной детской деятельности. Организовать этот процесс не трудно, так как готовое тесто долго хранится в целлофановом пакете или в смоченной салфетке. Для приготовления теста мы используем следующие рецепты:

Рецепт 1.

500 г муки, 150 г соли, 1 кружка воды, (пищевые красители)

Смешать в миске муку и соль. Чтобы сделать массу цветной, нужно добавить пищевые красители в воду. Быстро соединить необходимое количество воды со смесью муки и соли. Перемешать. Выложить тесто на посыпанную мукой поверхность. Вымешать до однородной массы. Тесто готово.

Рецепт 2.

1/2 ст. муки, 1/3 ст. соли, ¼ ст. воды, пищевые красители.

В воде развести краску необходимого цвета. Постоянно перемешивая, добавить полученный раствор в смесь муки и соли. Вымесить крутое тесто. Скатать в шар и накрыть стаканом, чтобы не высохло.

Ромашка

Конспект занятия по лепке из соленого теста

Задачи: учить создавать композицию из отдельных деталей; ; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Материал: силуэты ромашки из плотной бумаги, лекало сердцевины бабочек, соленое тесто (мука, соль, вода, гуашь), стеки, влажная салфетка, кисточки, скалки.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель (В.). Ребята, вы все, наверное, любите дарить мамам цветы? В доме сразу становится празднично, нарядно, когда появляется букет. Вот и я предлагаю вам подарить сегодня маме цветок. Только мы не будем покупать его в магазине, не пойдем на грядку или на луг. Мы сделаем его своими руками. А что это за цветок догадайтесь сами.

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто-то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав.

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки - хитрые девчонки -

Только улыбаются в ответ.

Вот какое красивое стихотворение. Этот полевой цветок я и предлагаю вам сделать.

Демонстрация и рассматривание панно «Ромашка».

В. Делать нашу ромашку мы будем из соленого теста. Для этого нам понадобится мука, вода, соль, гуашь. Сейчас я вас научу делать тесто для лепки. (Дети вместе с воспитателем готовят тесто.)

Нашим пальчикам сегодня нужно хорошо поработать. Давайте сделаем небольшую разминку, подготовим их к работе.

Наши белые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши белые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают.

Головой качают.

Практическая часть

Взять желтое тесто, скалкой раскатать лепешку. Приложить лекало сердцевины, и вырезать его стеком. Перенести полученный круг на бумажную заготовку ромашки. Часть теста потереть на мелкой терке на серединку цветка. Из красного теста скатать шарик, сдавить слегка с боков для получения вытянутой овальной формы. Черной гуашью нанести точки, нарисовав головку. Намочить низ божьей коровки водой, разместить на ромашке.

Раскатать лепешку из красного теста, приложить лекало бабочки, стекой вырезать по контуру. Разрисовать гуашью, намочить низ и разместить на ромашке.

Из остатков желтого теста можно сделать пчелку и также разместить ее на ромашке.

Заключительная часть

У вас получились чудесные цветы. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели их теплом своих рук. А теперь послушайте стихотворение о цветах:

Цветы для мамы

Я пришел сегодня к маме

С поздравленьем и цветами.

Мама, глядя на букет,

Улыбнулась мне в ответ

И сказала, что цветы -

Небывалой красоты.

Эти маки, эти розы

И ромашки, и мимозы

Я не рвал, не получал,

Я их сам нарисовал.

Конспект занятия по лепке из соленого теста выполнила И. Малявко

Полный цикл изготовления поделки «яблочко на блюдечке» из соленого теста занимает две - три недели. В условиях ДОУ, в средней группе (4 - 5 лет) необходимо провести 2 занятия (часть № 1; часть № 2) по 20 минут. Детям данного возраста сложно смириться с отсроченным результатом. Но зато, - эта ситуация воспитывает у воспитанников терпение. Кроме того малыши развивают в себе наблюдательность. Дети имеют возможность наблюдать за «поведением» соленого теста во время естественной сушки в условиях комнатной температуры. Они видят, как меняются свойства теста, каким образом сушатся объемные поделки.

Часть № 1

Тема: Румяное яблочко на блюдечке (лепка)

Задачи:

Познавательные:

  • Учить лепить с натуры яблоко и блюдце;
  • Учить технологии работы с соленым тестом;
  • Учить делать большим пальцем вмятину и оттягивать стенки блюдца;
  • Учить лепке из целого куска;
  • Учить приклеивать семена и пайетки к сырому тесту водой или клейстером;
  • Закреплять умение катать шар круговыми движениями.

Развивающие:
Развивать эстетический вкус при украшении блюдца семенами, бисером или пайетками.

Воспитательные:
Воспитывать терпение и аккуратность.

Материалы:

  • готовое соленое тесто для творчества;
  • тонкие веточки для яблочек;
  • мелкие семена;
  • пайетки бисер для украшения тарелок;
  • яблоко натуральное или муляж;
  • блюдце для демонстрации;
  • непроливайки с водой или клейстером;
  • кисти № 2.

Обогащение словаря: румяное, наливное, блюдце.

Ход занятия

Знаю я сказку русскую, старинную про девицу добрую Аленушку.

У Аленушки было блюдечко волшебное, да яблочко спелости наливной. Аленушка, то яблочко не ела, а по блюдечку катала, да приговаривала:

Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне
на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.

Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города видны, села на полях и корабли на морях, и гор высота, и небес красота, ясное солнышко с светлым месяцем кружатся, звезды в хоровод собираются; так все чудесно, что ни в сказке сказать, ни пером описать. (фрагмент из сказки: Серебряное блюдечко и наливное яблочко (Русская народная сказка)

У меня же есть яблоко настоящее, не волшебное, но наливное, сладкое, да сочное. И блюдечко у меня есть обычное.
- Яблоко, какой формы? Яблоко, на какую геометрическую фигуру похоже? (круглое, на шар)
- Как надо шар лепить? (круговыми движениями)

Предложить детям показать в воздухе прием лепки шара.
- Правильно. Я слеплю шар из соленого теста.

Но, это еще не яблоко. Посмотрите внимательно на настоящее яблоко и скажите, какие детали надо сделать, чтобы шарик из теста стал похож на яблоко? (ветку с листиком сверху и маленький сухой цветочек снизу)



Яблоко готово.
- Посмотрите на блюдечко. Скажите, дети, какой оно формы? (круглое)



Оттянуть стенки блюдца. Время от времени, прижимая тесто пальцами, заготовку поворачивают по кругу. Стенки блюдца надо формировать равномерно.


Блюдечко украсим семенами, или бусинками. То место, где будет приклеивать украшение надо смазать водой или клейстером. Можно семена, бисер, бусины вмять в тесто пальцем.


- Теперь приступим к лепке. Дети, сколько предметов мы сейчас вылепим? (2, яблоко и блюдце)


Во время продуктивной деятельности педагогу необходимо следить за правильностью исполнения приемов лепки. При затруднениях, подсказать и показать детям правильные действия с соленым тестом.

С какими трудностями дети столкнулись во время лепки? (ответ детей)
- Что понравилось? (ответ детей)
- Что надо сделать с нашими поделками, чтобы яблочко и блюдце стали ярче и выразительны? (раскрасить красками)

Часть № 2

Тема: Роспись яблочка и блюдечка акварелью

Задачи:

Познавательные:

  • Учить раскрашивать объемный предмет (яблоко);
  • Познакомить с росписью тарелок;
  • Учить тонкой росписи на плоскости тарелки.

Развивающие:

  • Развивать эстетический вкус;
  • Развивать творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Материалы: Акварель, кисти белка № 3, 1. Фото с росписями тарелок, яблоко натуральное, заготовки яблок и блюдец после сушки. Художественный лак.

Обогащение словаря: роспись

Ход занятия

Сказка, про добрую девицу Аленушку продолжается. Яблочки и блюдца, что мы в прошлый раз из соленого теста слепили и семенами украсили, уже подсохли.

Дети, возьмите в руки яблочко из теста. Расскажите, какое оно? (твердое, громко стучит о стол, не липнет к рукам)
- Чтобы наши яблочки стали яркими, румяными, наливными как у Аленушки, как вы думаете, что нам надо с ними сделать? (раскрасить)

Правильно, сегодня мы яблочки и блюдечки раскрасим - распишем акварельными красками. Посмотрите внимательно, как надо это делать.


Поделку объемную надо раскрашивать красками - от светлой, к темной.

Давайте разглядим натуральное яблоко. Какого оно цвета? (красное с желтым бочком)
- Какой цвет кажется более светлым желтый или красный? (желтый)

Итак, яблочки раскрашивать начнем с желтого цвета, как с более светлого. Смочите кисть в воде и наберите густо краску на ворс кисти. Накладывайте краску на яблочко аккуратно, не оставляя не закрашенных пятен.


Промойте хорошенько кисточку от желтой краски, обмакните лишнюю воду о салфетку.
Пока не высохла желтая краска на поделке, наберите красную краску на кисточку и наносите ее легкими мазками на яблочко.


Старайтесь, чтобы на яблочке не было резких границ у цвета. Пусть смешиваются цвета. Для этого на стыке двух цветов проведите влажной кисточкой по линии соединения.


Яблочко мы с вами очень красиво расписали. А теперь давайте раскрасим блюдечко.
- Дети, какие цвета вам нравятся? (ответы детей)
Вот вы и распишите блюдечко вашим любимым цветом. Однако будьте внимательны и не оставляйте белых пятен на поверхности блюдца.


После того как дети распишут яблочки и блюдца, надо полюбоваться поделками, похвалить, узнать с какими проблемами дети столкнулись в работе с красками.

Дети, помните какие слова, Аленушка проговаривала, когда играла с яблочком и блюдечком?

Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне
на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.

Сказка, про яблочко продолжается, а работа наша кончается. Оставим яблочки и блюдца на окошке сушиться. А как они высохнут по вашему желанию я покрою их бесцветным лаком (работа с лаком проводится в отсутствии детей в хорошо проветриваемом помещении).

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

Конспект занятия по художественной лепке из соленого теста.

Тема: Подсвечник. Котёнок»

Составила:

педагог дополнительного образования

Борисова Ю.В.

п. Кысыл-Сыр 2017 г.

Тема: «Подсвечник. Котёнок»

Цель: Изучить технологию изготовления декоративного подсвечника из соленого теста. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

    повторить технику работу с солёным тестом

    освоить навыки изготовления поделки «Подсвечник»;

    совершенствовать навыки лепки из соленого теста

Развивающие:

    Развивать художественно-творческие способности обучающихся,

    Развивать эстетический вкус.

    Развивать творческую инициативу и активность, фантазию детей. развивать творческое воображение.

Воспитательные:

    воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.

Оборудование:

    последовательность лепки подсвечника;

    фотографии кошек

    компьютер

Материалы для занятия:

    солёное тесто;

  • баночка для воды;

    салфетки.

    свеча в металлической гильзе

План занятия:

Название этапа урока

Отведённое время

Организация занятия.

Основная часть.

1.Игра – загадки про кошек. Рассказ о значение кошек в культуре разных стран.

2.Изучение новой темы.

3.Практическая работа:

повторение правил технике безопасности

последовательность

изготовления декоративного подсвечника;

физкультминутка;

оформление.

Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

Мини-выставка работ.

Уборка рабочего места.

Конспект занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся.

Вводная беседа.

Сегодняшнее занятие необычное Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?

Вы любите играть?

А загадки отгадывать умеете?

Тогда отгадайте загадки:

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молоко пьет,

Песенки поет

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это - (Кот)

Молодцы. Это все о кошках.

Кошка животное мифическое и магическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Ее почитали как божество и олицетворяли с радостью. На Руси долгое время существовал обычай в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносит в дом счастье. В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверью приносит счастье. Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.

Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше.

Тема нашего занятия: “Лепка подсвечника-кота”.

Что же такое подсвечник?

Подсвечник – это подставка для свечи.

Подсвечники бывают медные, серебряные и бронзовые. Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер, а свечи в подсвечниках создают в доме особую атмосферу таинственности.

Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста.

Давайте вспомним, как работать с солёным тестом.

Солёное тесто всегда должно лежать в пакетике, так как на открытом воздухе оно начинает подсыхать.

Кусочек теста, из которого мы собираемся лепить какую-то деталь обязательно нужно хорошо промять. Чтобы деталь получилась ровной и аккуратной.

Места соединения деталей необходимо смачивать водой.

Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе.

Цилиндр или палочку катают на столе.

И кроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине детали. Покатали, по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока деталь не будет нужной длины и толщины. Если вы просто будете катать колбаску, она развалится. Когда вы делаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также и здесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтому аккуратно смазываем водой только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь.

Практическая работа.

Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с тестом:

    Солёное тесто - несъедобно!

    Лепку выполняй на подкладной доске, клеёнке, не клади тесто на стол, парту.

    Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами,

    Тщательно вымывать руки после завершения работы.

А теперь приступим к работе.

    Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.

    Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.

    Уложите хвост (как вам нравится). Прикрепите его к туловищу при помощи воды.

    Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики – это лапы, приклейте их к туловищу, сделайте надрезы (оформите когти).

    Скатайте шарик для головы. Оттяните и оформите ушки.

    Наш подсвечник-кот готов. Оставляем его на сушку.

Физкультминутка

Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем разминку для рук. Выполним упражнения:

1. “Мишка карабкается по дереву” (передвигать пальцы по карандашу вверх).

2. “Кулак-ладошка” (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот).

3. “Добываем огонь” (потереть ладошку ладошкой).

Спасибо! Молодцы! Продолжаем нашу работу. Скажите ребята,

С каким материалом мы сегодня работали?

Чем же тесто отличается от других материалов для лепки?

Вам понравилось то, что вы сегодня делали?

Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Подведение итогов занятия.

Ребята, посмотрите какие замечательные подсвечники, мы с вами вылепили из соленого теста. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала, но коты получились разные.

Давайте каждый придумает маленькую история про своего кота.

(Дети рассказывают истории об имени и особенностях своего кота)

Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки-сувениры, сделанные своими руками.

Все вы справились с заданием. Предлагаю вам организовать небольшую выставку. На следующем занятии мы будем раскрашивать готовые работы, поэтому приносим краски, кисти и хорошее настроение.

Уборка рабочего места.

Убираем свое рабочее место.

Все молодцы. Спасибо за работу.

До свидания.

Используемая литература

    Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.

    Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”,М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.

    Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.